Межправительственная океанографическая комиссия (МОК)

22-я сессия Ассамблеи Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО


Полный отчет 22-й сессии Ассамблеи МОК доступен на сайте МОК (пока на английском языке)

С 23 июня по 4 июля 2003г. в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО состоялась 22-я сессия Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО.

В работе Ассамблеи приняли участие делегации 85 государств-членов и представители многих международных организаций, включая МАГАТЭ, ММО, ВМО, ЮНЕП, МГО, МСНС, СКОР и Европейского союза.

В состав российской делегации входили: адмирал А.А.Комарицын (начальник ГУНиО МО РФ-руководитель делегации), А.В.Фролов (заместитель руководителя Росгидромета-зам. руководителя делегации), В.Н.Живаго (Минпромнауки России-зам.руководителя делегации), член-корреспондент РАН С.С.Лаппо (директор ИОРАН), А.Л.Колодкин (зам.директора Союзморниипроекта Минтранса России), Н.Н.Михайлов (директор НЦОД-ВНИИГМИ-МЦД Росгидромета), А.Я.Толкачев (НОК РФ), Г.Э.Орджоникидзе (зам. Постоянного представителя РФ при ЮНЕСКО) и С.С.Ходкин (Росгидромет) в качестве заместителя председателя МОК.

На этой сессии состоялись выборы должностных лиц Комиссии. Были избраны: председателем МОК - Дэвид Пью (Великобритания), заместителями председателя МОК -Марио Руиво (Португалия), Александр Васильевич Фролов (Российская Федерация), Хавьер А. Вальядарес (Аргентина), К.Радхакришнан (Индия) и Амор эль Абед (Тунис)

Был также избран новый состав Исполнительного совета МОК. В состав Исполнительного совета, состоящего из 40 государств-членов, от второй избирательной группы вошли Россия и Украина.


Основные решения 22-й сессии Ассамблеи МОК


1. Организация регулярного процесса оценки состояния морской среды (Резолюция XXII-2)

По предложению ЮНЕП, поддержанного на Всемирной встрече по устойчивому развитию (Йоханнесбург. 2002), Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции по Мировому океану и морскому праву (Резолюция 57/141 от 12.12.2002 г.) решила учредить с 2004 года "регулярный процесс под эгидой ООН глобального представления информации и оценки состояния морской среды, включая социально-экономические аспекты, как текущего так и прогнозируемого, на базе осуществляемых региональных оценок". Генеральному секретарю ООН было поручено подготовить предложения по организации этого процесса совместно с ЮНЕП, ВМО, МОК ЮНЕСКО и другими международными организациями и представить их 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН для принятия решения, включая возможный созыв межправительственного совещания.

Ассамблея МОК заявила о намерении играть ведущую роль, в частности в научных аспектах этого процесса на основе использования внебюджетных средств и поручила Исполнительному секретарю доложить о развитии ситуации на 37-й сессии Исполнительного совета МОК (июнь 2004г.).


2. Руководящие принципы создания децентрализованных бюро МОК (Резолюция XXII-1)

Ассамблея одобрила руководящие принципы (процедуры) создания децентрализованных бюро МОК. (региональные бюро, бюро по проектам и программам). Эти принципы включены в приложение к докладу 22-й сессии Ассамблеи МОК.


3. Политика МОК в области обмена океанографическими данными (Резолюция XXII-6)

После 3-х лет работы Ассамблея МОК утвердила политику МОК в области обмена океанографическими данными , на основании которой государства-члены обеспечивают своевременный, свободный и беспрепятственный доступ ко всем данным, связанным с ними метаданным и продуктам, получаемым под эгидой программ МОК, а также призываются обеспечить своевременный, свободный и беспрепятственный доступ ко всем данным и связанным с ними метаданным, получаемым в рамках программ, не являющихся программами МОК, которые имеют существенно важное значение для применения в интересах защиты жизни, использования в интересах общественного блага и сохранения океанической среды, прогнозирования погоды, оперативного прогнозирования морской среды, мониторинга и моделирования климата и устойчивого развития морской среды. (Основные положения этой политики изложены в приложении к Резолюции (XXII-6)

В рамках этой политики сохраняется роль национальных и мировых центров океанографических данных. Ассамблея подчеркнула необходимость укрепления национальных центров данных в качестве важнейших исходных компонентов системы Международного обмена океанографическими данными (МООД), без которых международная система МООД не могла бы функционировать.

Ассамблея одобрила отчет 7-й сессии Комитета МОК по международному обмену океанографическими данными и информацией (МООД-XVII), включая создание пилотного проекта по морской информационной технологии. Ассамблея приняла предложение Правительства Фландрии (Бельгия) о размещении в г. Остенд Бюро по проектам МООД (Резолюция XXII-7).


4. Меморандум между МОК и МСИМ (Резолюция XXII-9)

Ассамблея, отметив, что МОК не имеет регионального подразделения по изучению северной Атлантики и прилегающих морей, поручила Исполнительному секретарю подготовить и представить 37-й сессии Исполнительного совета МОК Меморандум о взаимопонимании между МОК и Международным советом по исследованию морей (МСИМ) в целях усиления сотрудничества в изучении Северной Атлантики и прилегающих морей.


5. Глобальная система наблюдений за океаном (ГСНО)

Ассамблея вновь подтвердила в качестве приоритетного направления деятельности Комиссии развитие Глобальной системы наблюдений за океаном и призвала страны-члены оказывать всемерную поддержку этой программе. Финансирование этой программы осуществляется в основном из внебюджетных средств. В рамках ГСНО интенсивно развивается система наблюдений с помощью спутников и автоматических буев (АРГО), осуществляется Глобальный эксперимент по усвоению океанических данных (ГОДАЭ) и идет активное осуществление региональных проектов, в частности, по морским районам, представляющим интерес для России, - Черному, Балтийскому и дальневосточным морям (в рамках программы ВЕСТПАК).

Ассамблея решила создать межсессионную рабочую группу по обзору структуры ГСНО, которая должна представить предложения о совершенствовании структуры ГСНО 37-й сессии Исполнительного совета МОК (Резолюция XXII-4).

Ассамблея одобрила отчет 6-й сессии Межправительственного комитета МОК по ГСНО и призвала государства-члены рассмотреть возможность прикомандирования сотрудников к Бюро по проекту ГСНО, принимая во внимание, что такие сотрудники могут быть представлены путем "виртуальных прикомандирований" (т.е. они будут работать в своих учреждениях, а не в Париже) (Резолюция XXII-8).

В следующем году директор Бюро ГСНО К.Саммерхейс покидает этот пост и ЮНЕСКО объявила о вакансии на этот пост.

Ассамблея согласилась с предложением российской делегации о необходимости разработки правового акта, регулирующего размещение океанографических измерительных систем, которые, несмотря на их установку в открытом море, могут дрейфовать в воды, находящиеся под национальной юрисдикцией. Речь идет, в частности, о дрейфующих буях "АРГО", число которых уже достигает 1000 а в ближайшие годы достигнет 3000 по всему Мировому океану.

В рамках программы ГСНО Ассамблея приняла решение по стратегии в области использования дистанционного зондирования в области океанографии (Резолюция XXII-13), включающую организацию региональных конференций и учебно-практических семинаров и использование учебного проекта ЮНЕСКО "Билко" в области дистанционного зондирования. Исполнительному секретарю было поручено подготовить и представить 37-й сессии Исполнительного совета МОК всеобъемлющий план по развитию обучения в области дистанционного зондирования и доступа к данным дистанционного зондирования.

Ассамблея призвала страны-члены создавать национальные комитеты по координации их участия в ГСНО.

Ассамблея утвердила Меморандум о взаимопонимании между МОК и ВМО относительно нормативных и процедурных аспектов деятельности Объединенной комиссии ВМО/МОК по океанографии и морской метеорологии (ОКОММ), отметив необходимость его регулярного рассмотрения и обновления.


6. Развитие Глобальной системы наблюдений за уровнем моря (ГЛОСС)

Ассамблее был представлен доклад по оценке ГЛОСС. Из 290 станций основной сети ГЛОСС две-трети регулярно передают данные наблюдений за уровнем моря в Постоянную службу среднего уровня моря (ПСМСЛ) (Великобритания) и около 80 станций передают данные в режиме, близком к реальному времени в Центр оперативной обработки данных ГЛОСС (Гавайи, США). В докладе предложено чтобы к 2004 году все станции ГЛОСС были модернизированы для передачи наблюдений в режиме реального времени, что определяется требованиями Глобального эксперимента по ассимиляции океанических данных (ГОДАЭ).


7. Деятельность МОК в регионе Каспийского моря (Резолюция XXII-11)

По инициативе российской делегации и при поддержке делегаций Ирана и Азербайджана Ассамблея приняла резолюцию об усилении деятельности МОК в сотрудничестве с другими международными организациями по изучению и мониторингу Каспийского моря. Это предложение было также поддержано представителем Международного института океана. Ассамблея поручила Исполнительному секретарю организовать в 2004г. рабочее совещание стран региона для определения совместной программы и международного механизма по координации исследований и мониторинга Каспийского моря. Исполнительному секретарю было также поручено продолжить поддержку деятельности ""Каспийского плавучего университета"" (осуществляемого Каспийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства (КаспНИРХ)) и активное участие МОК в междисциплинарной инициативе ЮНЕСКО по устойчивому развитию Волго-Каспийского бассейна.


8. Основные направления деятельности МОК в области изучения Мирового океана

Ассамблея одобрила новую структуру научной деятельности Комиссии, которая включает следующие основные направления: 1) океаны и климат, 2) экосистемы океана и защита морской среды, 3) морские науки на службе комплексного управления прибрежными районами. Ассамблея признала также, что в документе по новой структуре имеются пробелы, поскольку в нем не рассматриваются программы по прибрежной зоне и неживым ресурсам, касающиеся геолого-геофизических процессов и процессов на континентальной окраине, и, кроме того, недостаточно внимания уделяется научным программам в области физической океанографии и арктическим исследованиям. Было отмечено, что многие из программ по неживым ресурсам рассматриваются в настоящее время в рамках ИКАМ и Плавучего университета ( программа подготовки кадров в ходе научных исследований) и что такие программы включают проекты по прибрежной эрозии, изучению взаимодействия биосферы и геосферы, также по охране окружающей среды открытого моря и глубоководных районов. Ассамблея. решила периодически пересматривать структуру научных программ МОК с помощью консультативной группы.


9. Программа МОК по изучению вредоносного цветения водорослей (Резолюция XXII-5)

Ассамблея высоко оценила прогресс в осуществлении этой программы и ее учебных компонентов и одобрила доклад 6-й сессии Межправительственной группы МОК по вредоносному цветению водорослей, включающий рекомендации по укреплению региональных компонентов этой программы, развитию программы МОК-СКОР по Глобальной экологии и океанографии вредоносного цветения водорослей, а также развитию программы по подготовке кадров и укреплению потенциала по ВЦВ. Ряд стран уже создали национальные научные программы по ВЦВ. Группа по ВЦВ, в частности, просила Секретариат МОК оценить возможность предоставления государствам-членам чрезвычайной помощи в случае неожиданных или необычных вспышек ВЦВ и, если это будет сочтено целесообразным, создать службу быстрого реагирования. Ассамблея решила провести 7-ю сессию Межправительственной группы МОК по ВЦВ в 2005 году и рекомендовала доработать План осуществления Программы МОК - СКОР по Глобальной экологии и океанографии вредоносного цветения водорослей и доложить о ходе его подготовки 37-й сессии Исполнительного совета


10. Региональная подкомиссия МОК для западной части Тихого океана (ВЕСТПАК)

Ассамблея одобрила деятельность и итоги 5-й сессии Подкомиссии. Ассамблея приветствовала назначение д-ра Фортеса (Филиппины) на пост руководителя Бюро ВЕСТПАК в Бангкоке и выразила надежду на то, что под его руководством работа Секретариата ВЕСТПАК активизируется. Ассамблея также приветствовала предложенные приоритеты в работе Подкомиссии и готовность Китая принять в 2004г. 6-ю Научную конференцию ВЕСТПАК. При рассмотрении будущей деятельности ВЕСТПАК Ассамблея приветствовала предложение Российской Федерации об использовании учебного-исследовательского судно Морского Государственного Университета во Владивостоке, играющего роль "Плавучего Университета", в качестве базоы для программы МОК-ВЕСТПАК по подготовке кадров посредством научных исследований.


10. Деятельность МОК, связанная с Конвенцией ООН по морскому праву (Резолюция XXII-12)

МОК играет роль компетентной международной организации в свете требований, вытекающих из Конвенции ООН по морскому праву (ЮНКЛОС), в частности из Части XIII (Морские научные исследования) и статей 271 и 272 Части XIV (Разработка и передача морской технологии). Для консультаций руководящих органов МОК и Исполнительного секретаря МОК по вопросам ЮНКЛОС была создана Консультативная группа экспертов МОК по морскому праву (МОК/АБЕ-ЛОС). Ассамблея одобрила рекомендации 3-й сессии МОК/АБЕ-ЛОС и утвердила критерии и руководящие принципы МОК по передаче морской технологии, которые содержатся в документе IOC-XXII/2 Annex 12 rev. Ассамблея поручила Исполнительному секретарю МОК учредить подгруппу МОК/АБЕ-ЛОС открытого состава, которая используя электронную почту и действуя в консультации с Президиумом М-ГСНО в отношении научных и технических аспектов и ООН/ОЛА/ДОАЛОС, предоставляла бы консультации в контексте ЮНКЛОС, которые связаны со сбором океанографических данных. Председателю МОК АБЕ-ЛОС поручено представить доклад о ходе осуществления этой инициативы на 37-й сессии Исполнительного совета МОК.


11. Создание потенциала, подготовка кадров

По предложению Исполнительного секретаря Ассамблея заявила о полной поддержке продолжения деятельности по созданию кафедр ЮНЕСКО/МОК и предложила создать несколько кафедр в определенных областях исследований, таких как дистанционное зондирование применительно к океанографии и моделированию океанических процессов. В докладе отмечена, в частности, деятельность кафедры ЮНЕСКО/МОК по морским геонаукам на базе МГУ. В рамках стратегии ЮНЕСКО-МОК по дистанционному зондированию в целях создания потенциала был отмечен учебный проект ЮНЕСКО "БИЛКО".


12. Программа и бюджет МОК на 2004-2005 гг. (Резолюция XXII-14)

При рассмотрении этого вопроса Ассамблея отметила, что ожидаемое возвращение США в состав ЮНЕСКО может привести к утрате специального добровольного взноса США, выплачиваемого непосредственно в Целевой фонд МОК.

Ассамблея утвердила программу и бюджет МОК на 2004-2005 гг. и просила 32-ю сессию Генеральной Конференции ЮНЕСКО выделить МОК необходимые средства в рамках обычной программы. Ассамблея также просила Генеральную Конференцию ЮНЕСКО выделить МОК дополнительные ресурсы, с тем, чтобы она могла извлечь пользу из общего укрепления программ ЮНЕСКО и призвала государства-члены активно поддержать через своих национальных представителей предложения по программе МОК при обсуждении проекта документа 32 С/5 на Исполнительном совете и на Генеральной конференции ЮНЕСО.