Межправительственная океанографическая комиссия (МОК)

Основные итоги Двадцать седьмой сессии Ассамблеи Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО


(настоящий обзор подготовлен на основе официального проекта краткого доклада двадцать седьмой сессии Ассамблеи МОК, ЮНЕСКО,Париж, 26 июня — 5 июля 2013г. Doc. IOC-XXVII/3. Prov., который доступен на сайте МОК ЮНЕСКО — www.ioc-unesco.org )


27-я сессия Ассамблеи МОК состоялась в штаб-квартире ЮНЕСКО, Париж, Франция с 26 июня по 5 июля 2013г. В работе сессии участвовала делегация Российской Федерации в составе: А.В. Фролов (Руководитель делегации), Руководитель Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет), А.А.Пстнов  (Зам. руководителя делегации), Заместитель директора Государственного океанографического института им. Н.Н.Зубова  (Росгидромет), Д.А. Камаев, Заведующий лабораторией Научно-производственного объединения  «Тайфун», Росгидромета, В.А.Акуличев, Академик РАН, Директор Тихоокеанского океанологического институтаим. В.И.Ильичёва  ДВО РАН, Р.И.Нигматулин, Академик РАН, Директор Института океанологии им.П.П. Ширшова РАН, С.М.Шаповалов, Руководитель Центра координации океанологических исследований РАН.
Участники сессии  почтили минутой молчания память Александра Петровича Метальникова (1931-2013 гг.)  и других видных деятелей, которые участвовали в работе Комиссии и ушли из жизни в последние годы.
Ассамблея признала, что в ближайшие годы  без дополнительных внебюджетных поступлений МОК вряд ли сможет обеспечить выполнение в полной мере всех принятых программ и проектов и начинает терять лидирующие позиции в ряде областей.

Среднесрочная стратегия МОК на 2014-2021 гг. (п.4.1)
Среднесрочная стратегия на 2014-2021 гг. охватывает восьмилетний период, что согласуется с новым среднесрочным планированием ЮНЕСКО. В соответствии со своей миссией стратегия  МОК на период 2014-2021 гг. была сформулирована на основе выявленных общественных потребностей, вопросов, возникающих в области наук об океане, и необходимости в межправительственной координации, итогов  Конференции «Рио+20», ее первостепенных задач и концептуальных рамок ее функций. Среднесрочная стратегия содержит не только разъяснение связей со стратегическими целями, ожидаемыми итогами и глобальными приоритетами ЮНЕСКО, но и анализ места и роли МОК в системе Организация Объединенных Наций, а также обзор основных партнерских связей и совместных программ.  Ассамблея подчеркнула важность обеспечения целенаправленного характера программ Комиссии, которые оказывают наибольшее воздействие в плане социальных преимуществ, безопасности, охраны морской среды и технологических инноваций. Среднесрочная стратегия МОК  включает продолжение работы по координации в сфере оказания услуг, управления данными и осуществления программ наблюдений, продолжение активного взаимодействия с МООД, в частности в вопросах разработки Системы морских климатических данных (СМКД), расширение сотрудничества с региональными объединениями по ГСНО в области наблюдений за прибрежной зоной и программами для региональных морей и расширение спектра осуществляемых в настоящее время мероприятий по развитию потенциала, непосредственно направленных на удовлетворение потребностей общества. Ассамблея приняла  Среднесрочную стратегию на 2014-2021 гг., представленную в Приложении 1 к  резолюции и вновь подтвердила важность МОК в качестве межправительственной комиссии, обладающей функциональной автономией в рамках ЮНЕСКО . Ассамблея  настоятельно призвала государства-члены: учитывать Среднесрочную стратегию МОК при разработке своих национальных планов и программ в области наук об океане, наблюдений и услуг и исходить из Среднесрочной стратегии МОК при планировании их вклада и участия в программах Комиссии.  Ассамблея также призвала государства-члены оказывать ей поддержку в ходе обсуждения Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2014-2021 гг. на 192-й сессии Исполнительного совета и на 37-й сессии Генеральной конференции.  

Программа и бюджет МОК на 2014-2017 гг. (п.4.2)
В программе и бюджете МОК на 2014-2017 гг. стратегические цели, установленные в Среднесрочной стратегии, воплощаются в программную область основной деятельности с четкими результатами, ожидаемыми к концу четырехлетнего периода.   Предлагаемые бюджетные ассигнования на 2014-2015 гг. основываются на объеме средств, выделяемых МОК в рамках сценария нулевого номинального роста с верхним предельным уровнем бюджета в 653 млн долл.  Программные приоритеты МОК предлагается сосредоточить на вопросах, характеризуемых глобальным консенсусом, и опираться на основные программы МОК и региональные инициативы, а также потребность в изыскании инновационных путей для привлечения внебюджетного финансирования. Ассамблея отметила с серьезной озабоченностью, что финансовые трудности ЮНЕСКО могут сохра­ниться и в двухлетний период 2014-2015 гг. и  может возникнуть необходимость ограничить объем наличных средств 78 процентами от предлагаемого бюджета с нулевым номинальным ростом в 653 млн долл. Ассамблея отметила высокий приоритет, который придается МОК по результатам классификации приоритетов, проведенной рабочей группой Исполнительного совета ЮНЕСКО (июнь 2013 г.), в соответствии со статусом Комиссии как органа с функциональной автономией в рамках ЮНЕСКО и утвердила руководящие принципы, которыми должен руководствоваться Секретариат  при определении приоритетных затрат в 2014-2015 гг. В случае сокращения бюджета  который приводится в Приложении 2 к резолюции, настоятельно призвала государства – члены оказать поддержку на 192-й сессии Исполнительного совета и 37-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО поддержать выделение финансовысредств МОК в пределах бюджетного пакета в размере 12 026 200 долл., предлагаемых для выделения в рамках проекта 37 C/5 с предполагаемым бюджетом в 653 млн долл., что соответствует статусу МОК как флагманской программы ЮНЕСКО и приоритетному характеру ожидаемых результатов.
Ассамблея постановила возобновить деятельность группы открытого состава – Межсессионной консультативной группы по финансовым вопросам (МКГФВ)– под руководством заместителя Председателя, которая будет действовать в соответствии с содержащимся в Приложении 3 к резолюции кругом ведения и будет поддерживать тесное сотрудничество с межсессионной рабочей группой по вопросу о будущем МОК.

Бюджет МОК 2012-2013
В отношении исполнения бюджета в 2012 г. и ожидаемом финансировании на 2013 г. Ассамблея выразила большую озабоченность в связи с тем воздействием, которое финансовые трудности ЮНЕСКО окажут на осуществление программ МОК при сокращении бюджета МОК с 10 405 400 долл. до 7 531 799 долл. с соответствующим сокращением планов работы на 2012-2013 гг.  Ассамблея подтвердила, что бюджет МОК на 2012 г. был исполнен в соответствии с утвержденными Программой и бюджетом на 2012-2013 гг. и указаниями в отношении приоритетов финансирования, которые были сформулированы Исполнительным советом МОК на его 45-й сессии, включая поддержку Плана приоритетного финансирования на 2012-2013 гг. и выразила признательность Генеральному директору ЮНЕСКО за выделение ассигнований для МОК из средств Чрезвычайного фонда ЮНЕСКО в размере 1 106 000 долл. для обеспечения выполнения программы на необходимом уровне, а также  благодарность государствам-членам и другим донорам, которые уже внесли взносы в чрезвычайный фонд и дополнительно предоставили 5 271 061 долл. в качестве добровольных взносов в МОК в 2012 г. с момента возникновения кризиса с поступлением наличных средств и бюджетного кризиса в конце 2011 г. и в течение нынешнего двухлетнего периода.  Ассамблея  призвала все государства-члены внести добровольные взносы с целью обеспе­чения выполнения Плана приоритетного финансирования на 2012-2013 гг., пред­почтительно на Специальный счет МОК.

Стратегические процессы (п.5)
Сессия рассмотрела заявление Португалии относительно возможных действий государств-членов МОК для обеспечения эволюции МОК в качестве одного из основных компонентов международного сотрудничества в области океанов. Ассамблея  признала необходимость продолжения дискуссии о будущем МОК  и постановила подготовить краткий справочный документ по данному вопросу для 47-й сессии Исполсовета МОК и 28-й сессии Ассамблеи, сосредоточив внимание  на аспектах, подчеркивающих характерные особенности МОК, а также вопросах совершенствования сотрудничества и информационного взаимодействия между МОК и другими организациями, и по вопросу о повышении гибкости и способности к адаптации в вопросах управления МОК.

Координация с Организацией Объединенных Наций и другие партнерские связи (5.1.1, 5.1.2))
Комиссия играет активную роль в отношении механизма ООН-Океаны, ГЕСАМП, сотрудничества в деле проведения мероприятий по итогам Конференции «Рио+20» и разработки целей в области устойчивого развития. Ассамблея согласилась, что Комиссия должна играть свою роль в отношении Глобальной рамочной основы для климатического обслуживания (ГОКО). Ассамблея поддержала учреждение неформальной Совместной целевой группы МСЭ, МОК и ВМО по использованию подводных ретрансляторов, оборудованных научными датчиками, для систем предупреждения об опасных явлениях (цунами) и мониторинга некоторых основных климатических переменных в рамках ГСНК . Ассамблея МОК постановила, что МОК надлежит в сотрудничестве со СКОР и ГСНО-ИО продолжить разработку предложений о проведении второй международной экспедиции в Индийском океане в ознаменование 50-летия МЭИО-I и постановила также включить Инициативу празднования 50-летия Международной экспедиции в Индийском океане в повестку дня 47-й сессии Исполнительного совета МОК в 2014 г.
Ассамблея одобрила предложение Исламской Республикой Иран о создании в этой стране Регионального учебно-научного центра по океанографии для Западной Азии, включая Каспийское море, в качестве центра ЮНЕСКО.(п.5.1.2.1)

Региональная деятельность МОК (3.3)
Подкомиссия МОК для западной части Тихого океана (ВЕСТПАК)(3.3.2)
 ВЕСТПАК играет ведущую роль в разработке и реали­зации двух региональных компонентов глобальных систем наблюдений за океаном, девяти региональных научных программ и одной саморегулирующейся региональной сети МОК, объединяющей учебные и научные центры в области морских наук. Международные научные симпозиумы ВЕСТПАК становятся одними из крупнейших форумов для морских научных сообществ. Возросла внебюджетная поддержка (как в денежной, так и натуральной форме) государствами-членами двухлетней программы ВЕСТПАК. В 2013 году будет отмечаться  25?я годовщина ВЕСТПАК, начиная с июля 2013 г. в Париже и завершится в апреле 2015 г. в Пхукете (Таиланд).  В период 22-25 апреля 2014 года в Нячанге (Вьетнам) состоится девятый Международный научный симпозиум. Ассамблея высоко оценила значительные достижения ВЕСТПАК в 2008-2013 гг. и приветствовала, высказанную Китаем, Республикой Корея и Японией готовность продолжить оказание финансовой помощи и/или практики прикомандирования экспертов в Бюро ВЕСТПАК, а также  предложение Индонезии осуществить экспедицию Widya Nusantara Expedition (E-Win) 2013. Ассамблея также поддержала предложение Малайзии по проведению Недели Мирового океана и  предложение Вьетнама провести у себя 9-й Международный научный симпозиум ВЕСТПАК в ознаменование 25-летия образования Подкомиссии. Ассамблея одобрила стратегические направления ВЕСТПАК на ближайшие 10 лет и настоятельно призвала государства-члены и другие организации и программы оказать поддержку осуществлению программы работы Подкомиссии.

Создание Подкомитета МГО-МОК/ГЕБКО по региональному картированию морского дна (СКРУМ) (п. 5.1.2.2)
Ассамблея признала важность продолжения сотрудничества между МОК и Международной гидрографической организацией (МГО) и поддержала цели и мероприятия программы ГЕБКО в рамках следующей Среднесрочной стратегией МОК, в частности в отношении составления региональных батиметрических карт, в том числе в Индийском, Северном ледовитом и Южном океанах. Ассамблея призвала государства-члены содействовать совершенствованию глобальных массивов и продуктов батиметрических данных ГЕБКО на добровольной основе, посредством участия в инициативах по региональному картированию океанов и одобрила  Круг ведения и Правила процедуры Подкомитета по региональному картированию морского дна ГЕБКО (СКРУМ). Ассамблея согласилась создать СКРУМ в качестве официального подкомитета ГЕБКО.

Региональные системы предупреждения о цунами.(п.5.2.1)
Межправительственная координационная группа по Системе предупреждения о цунами и смягчения их последствий в Тихом океане (МКГ/СПЦТО) (п.5.2.1.1)
После 24-й сессии МКГ/СПЦТО (Пекин, Китай, 24-27 мая 2011 г.), деятельность МКГ/СПЦТО включала разработку новых усовершенствованных продуктов Центра предупреждения о цунами в Тихом океане (ЦПЦТО)   и деятельность по созданию системы предупреждения о цунами в регионе Южно-Китайского моря.  Сохраняются, однако, проблемы изыскания достаточных  средств для обеспечения регулярной подготовки кадров по оперативным вопросам, в том числе по внедрению усовершенствованных продуктов и деятельности по информированию общественности. Океанические данные, получаемые с датчиков давления на морском дне, расположенных вдоль кабелей подводной канадско-тихоокеанской лаборатории Сети океанов Канады, в настоящее время  доступны для использования группой по цунами в Тихом океане. Центр предупреждения о цунами в Тихом океане (ЦПЦТО) на экспериментальной основе ввел новые усовершенствованные продукты для оценки опасности цунами на основе моделей прогнозирования цунами и заранее определенных прибрежных зон. Рассматривается  предложение о создании Субрегиональной системы предупреждения о цунами и смягчения их последствий в регионе Южно-Китайского моря. Ассамблея призвала государства-члены принять участие в 25?й сессии Межправительственной координационной группы по СПЦТО 9-11 сентября 2013 г. в России, во Владивостоке.

Межправительственная координационная группа по Системе предупреждения о цунами и смягчения их последствий в Индийском океане (МКГ/СПЦИО) (п.5.2.1.2)
Ассамблея отметила переход от услуг, созданной в 2005 г. Временной консультативной службы (ВКС), которое обеспечивали Соединенные Штаты Америки и Япония, к услугам региональных провайдеров данных слежения за цунами (РПСЦ) в Австралии, Индии и Индонезии, которые с 31 марта 2013 г. несут всю ответственность за оперативное предоставление связанных с цунами консультативных услуг для региона Индийского океана. СПЦИО удовлетворяет потребности государств – членов, включая сохранение на необходимом уровне сети обнаружения цунами, обеспечение программ регулярной подготовки кадров и организацию проходящих один раз в два года испытаний коммуникационных систем СПЦИО и учений под название «Волна Индийского океана». Австралия подписала соглашение с МОК о финансировании Секретариата для МКГ/СПЦИО в г. Перт, Западная Австралия, в течение еще двух лет. Индия подтвердила, что проведет в 2014 г. в Хайдарабаде семинар по стандартным процедурам деятельности и по подготовке специалистов для национальных центров предупреждения о цунами.

Межправительственная координационная группа по Системе предупреждения о цунами и других опасных явлениях в прибрежных районах Карибского бассейна и прилегающих регионах (КАРИБ-СРП).(п.5.2.1.3)
Деятельность КАРИБ-СРП в настоящее время  включает проведение ежегодных учений по цунами, создание в Барбадосе Карибского центра информации о цунами, укрепление геофизического и океанографического мониторинга, создание,в регионе центра предупреждения о цунами и укрепление государствами-членами своих потенциалов в области предупреждения о цунами, включая проведение оценок опасных явлений в полном объеме и проведение с 2014 года  ежегодных учений КАРИБСКАЯ ВОЛНА.

Межправительственная координационная группа по Системе раннего предупреждения о цунами и смягчения их последствий в Северо-Восточной Атлантике, Средиземном и прилегающих морях (МКГ/СПЦСВАСМ).(п.5.2.1.4)
Начата работа трех национальных центров предупреждения о цунами во Франции, Греции и Турции. В ноябре 2012 г. проведены учения СВАСМ-Волна 12 и  завершен первый этап создания Центра информации о цунами СВАСМ (СВАСМЦИЦ). Вместе с тем информированность общественности и органов власти об опасностях цунами по-прежнему находится на очень низком уровне. Средиземноморское побережье характеризуется высокой уязвимостью в свете многочисленных инфраструктур (порты, в том числе для прогулочных судов, а также отели-курорты). В летний период на пляжах находится свыше миллиона человек, причем несколько таких пляжей расположены в сейсмических зонах, где волны цунами могут достичь береговой линии менее чем за 15 минут. В связи с этим информация о возможном появлении цунами должна распространяться очень быстро. В сентябре 2013 г. в Турции состоится 26-совещание Комиссии МСГГ по цунами. Ассамблея поддержала предложение Греции, Турции и Франции по предоставлению государствам – членам МКГ/СПЦСВАСМ услуг по слежению за цунами. Италия и Португалия продолжают развитие своих национальных центров предупреждения о цунами. Европейская комиссия внесла вклад в создание Центра информации о цунами для СВАСМЦИЦ и призвала государства-члены обеспечивать техническую секретариатскую поддержку СПЦСВАСМ посредством предоставления внебюджетных средств или прикомандирований специалистов.

Глобальная координация систем предупреждения об опасных океанических явлениях и смягчения их последствий (РГ-СПЦО)(5.2.2)
Рабочая группа по системам предупреждения и смягчения последствий цунами и других опасных явлений, связанных с изменением уровня моря (РГ-СПЦО), отметила необходимость постоянной координации и согласования деятельности четырех систем предупреждения о цунами, некоторые из которых переходят к оперативной стадии работы. Рассмотрев деятельность  межправительственных координационных групп по Системе предупреждения о цунами и смягчения их последствий в Индийском океане (МКГ/СПЦИО-IX), Системе предупреждения о цунами и других опасных явлениях в прибрежных районах Карибского бассейна и прилегающих регионах (МКГ/КАРИБ-СРП-VIII), Системе предупреждения о цунами и смягчения их последствий в Северо-Восточной Атлантике, Средиземном и прилегающих морях (МКГ/СПЦСВАСМ-IX), а также Рабочей группы по системам предупреждения и смягчения последствий цунами и других опасных явлений, связанных с изменением уровня моря (РГ-СПЦО-VI), Ассамблея одобрила решения и рекомендации последних сессий этих групп и постановила  продолжить деятельность Рабочей группы по системам  предупреждения и смягчения последствий цунами
и других опасных явлений, связанных с изменением уровня моря (РГ-СПЦО),  в следующем межсессионном периоде.

Будущие потребности в координации и управлении на межправительственной основе в интересах устойчивых океанических наблюдений и служб. (5.3.1)
Как отметила Ассамблея МОК, решение проблем опасных явлений, связанных с океаном, и социальных задач требует долгосрочных наблюдений и услуг, включая прогнозирование. В межсессионный период была проведена работа по определению научных и технических проблем, отвечающих миссии и мандату МОК, с целью совершенствования работы Комиссии в области устойчивых наблюдений за океаном и услуг. Потенциалы государств-членов в области проведения регулярных и долговременных океанических наблюдений далеко не одинаковы. Многие государства-члены принимают участие в таких мероприятиях,  уделяя основное внимание потребностям национальных пользователей. Общим фактором, препятствующим осуществлению такой деятельности, является отсутствие у национальных правительств осведомленности и знаний о потенциальных преимуществах связанных с океаном,  служб, способствующих решению задач общества и развития. Ассамблея подчеркнула важность устойчивых наблюдений за океаном, услуг и преобразования океанических данных в информацию для принятия соответствующих мер, необходимых для достижения задач, стоящими перед государствами-членами. Ассамблея предложила проложить  консультации по этому вопросу в качестве вклада в работу рабочей группы «Будущее МОК». Ассамблея отметила, что вся деятельность МОК в области устойчивых наблюдений за океаном и услуг должна осуществляться  в рамках Конвенции по морскому праву ООН. Ассамблея, вновь подчеркнула роль ГСНО, МООД и СКОММ в координации устойчивых океанических наблюдений и служб и просила ГСНО, МООД и СКОММ учесть результаты консультаций и новую информацию при будущей разработке своих планов работы. Ассамблея призвала государства-члены участвовать в развитии систем устойчивых океанических наблюдений и служб на национальном уровне и совершенствовать процедуры их практического использования, содействуя тем самым достижению целей и реализации планов работы ГСНО, МООД и СКОММ.

Глобальная система наблюдений за океаном (ГСНО) (п.5.3.2)
Руководящий комитет МОК-ВМО-ЮНЕП-МСНС по  ГСНО подготовил план работы ГСНО на 2014-2015 гг. В связи с финансовыми трудностями РК ГСНО определил в качестве приоритетного направления продолжение мероприятий в области глобальных наблюдений за климатом, при этом мероприятия, связанные с биогеохимическими, биологическими/экосистемами, было решено отложить до поступления необходимых финансовых ресурсов. В соответствии с пересмотренной политикой,  региональные объединения по ГСНО (РОГ) наряду с национальными системами наблюдений становятся основными структурами по осуществлению мероприятий ГСНО. РОГ провели оценку своих сильных и слабых сторон, а также существующих возможностей и угроз. Приоритетное внимание будет уделяться развитию потенциалов в области океанических наблюдений в тесном взаимодействии с МООД и СКОММ. Китай заявил о том, что рассмотрит вопрос об открытии Бюро поддержки ГСНО на базе Китайского государственного управления по вопросам океана (СОА). МОК призвал все государства-члены, размещающие буи-профилографы Арго, уведомлять об этом прибрежные государства-члены во исполнение соответствующих резолюций МОК. Ассамблея согласилась с планом работы ГСНО на 2014–2015 гг. (документ GOOS-199 Annex 1) и  отметила финансовые и кадровые последствия плана работы и дефицита в отношении ассигнований для ГСНО в рамках проекта Программы и бюджета МОК, которые усугубляются в результате финансового положения МОК. Ассамблея также поддержала приоритеты, определенные РК ГСНО, и его решение отложить до выявления необходимых ресурсов реализацию планов, касающихся групп и компонентов системы наблюдений, связанных с биогеохимией, биологией и экосистемами. Ассамблея  призвала государства-члены оказать поддержку осуществлению плана работы ГСНО путем внесения финансовых взносов на Специальный счет МОК для ГСНО, прикомандирований сотрудников к Бюро по проектам ГСНО, оказания содействия в такой натуральной форме, как проведение в своих странах совещаний или учебно-практических семинаров с оплатой расходов участников, создания бюро по поддержке ГСНО, финансирования проектов ГСНО или использования других средств по договоренности с РК ГСНО. Ассамблея утвердила Региональную политику МОК 2013 г. и признала Средиземноморскую оперативную сеть для Глобальной системы наблюдений за океаном (СОСГСНО) в качестве Регионального альянса ГСНО.  Ассамблея приняла  к сведению назначение каждой избирательной группой государств-членов регионального эксперта в качестве члена РК ГСНО на 2014-2015 гг.:

  • Маргарита Грэг, Соединенные Штаты Америки (Группа I)
  • Александр Постнов, Российская Федерация (Группа II)
  • Мириам Асусена Лусеро Муньос, Эквадор (Группа III)
  • Линь Шаохуа, Китай (Группа IV)
  • Эшли Джонсон, Южная Африка_ (Группа V).

Совместная техническая комиссия по океанографии и морской метеорологии (СКОММ) (5.3.3)
 СКОММ является вспомогательным органом Ассамблеи МОК. СКОММ на своей четвертой сессии одобрила  Стратегию СКОММ на 2012-2016 гг., а также Оперативный план СКОММ на 2013-2016 гг., который содержит подробное перечисление мероприятий и требуемых и выявленных финансовых ресурсов.

Комитет МОК по Международному обмену океанографическими данными и информацией (МООД).(5.3.4)
МООД является самым старым первичным вспомогательным органом Ассамблеи МОК. На 22-й сессии Комитета МОК по МООД, состояв­шейся в Энсенаде, Мексика, 11-15 марта 2013, был принят ряд рекомендаций, направленных на реструктуризацию и реорганизацию МООД, включая создание совместной группы экспертов ИАМСЛИК-МООД по управлению морской информацией, проекта по стандартам океанических данных и передовой практике и связанного с ним центра управления данными и информацией, деятельность МООД по ассоцииро­ванным данным и глобальным центрам МООД по сбору данных в качестве новых структур­ных элементов МООД., а также пересмотренные цели МООД. Комитет МООД принял план работы и бюджет, который, с учетом финансового кризиса в ЮНЕСКО, будет главным образом основываться на поступлениях из внебюджетных источ­ников. Комитет принял пересмотренный Стратегический план в отношении океанографических данных и обмена информацией (2013-2016 гг.). Российская Федерация объявила о том, что Партнерство по порталу океанических данных МООД (Обнинск) будет официально провозглашено 10 сентября 2013 г. Канада назначила своего специалиста  менеджером проекта «Портал океанических данных» с мая 2013 г. в качестве вклада в МООД в натуре. Индийский  центр МЦПС-Океан в Хайдарабаде будет работать в тесном сотрудничестве с Академией "Океан-инструктор".   Ассамблея вновь подчеркнула важность МООД как ключевой программы Комиссии, которая носит сквозной характер и предоставляет услуги и продукты для всех программ МОК. Ассамблея приветствовала сотрудничество между МООД и другими организациями, такими как МСНС/МСД, СКОР, СКОММ и т.д. Ассамблея также подчеркнула важность проекта «Океан-инструктор», который позволяет всем государствам-членам приобрести необходимые навыки не только в области управления океаническими данными и информацией, но все более и более и в других областях мандата МОК. Ассамблея, одобрила  рекомендации МООД-XXII и  Стратегический план МОК по управлению океанографическими данными и информацией на 2013-2016 гг., согласилась с планом работы МООД на 2013-2015 гг., выразила свою глубокую признательность правительству Фландрии (Бельгия) за размещение и поддержку Бюро МОК по проектам МООД, правительству Российской Федерации за предоставляемую им поддержку путем размещения Партнерского центра для Портала океанических данных МООД в Обнинске, а также другим донорам и государствам-членам, которые предоставляют МООД поддержку в финансовой и натуральной
форме и настоятельно призвала государства-члены оказать поддержку осуществлению плана работы МООД путем внесения финансовых взносов на Специальный счет МОК для МООД и ОБИС, прикомандирований сотрудников к Бюро по проектам МООД, оказания содействия в такой натуральной форме, как проведение в своих странах совещаний или учебно-практических семинаров с оплатой расходов участников, создания партнерских центров в поддержку МООД или региональных учебных центров в рамках инициативы «Океан-Инструктор», путем финансирования проектов МООД и ОБИС или создания НЦОД.

Океаническая биогеографическая информационная система (ОБИС)
Интеграция ОБИС в МООД возложила на государства–члены МОК ответственность за руководство деятельностью единственной в мире глобальной системы стандартизированных морских биогеографических данных. МОК пока что не удалось обеспечить стабильное финансовое положение ОБИС на период после 2014 г., в результате чего ей грозит опасность утраты ее ведущего положения в вопросах координации деятельности сети научных проектов, программ и учреждений в области морского биоразнообразия. МОК и МООД рискуют утратить доверие научного сообщества. Потеря ОБИС окажет незамедлительное воздействие на МОК, сеть ОБИС и государства–члены. Ассамблея  подчеркнула важность ОБИС как приоритетного и флагманского проекта Комиссии, обслуживающего все программы МОК. Ассамблея признала, что ОБИС является самой крупной в мире базой данных по морскому биоразнообразию, необходимой для глобального освещения и оценок состояния океана, таких как Оценка мирового океана ООН (регулярный процесс), и играющей ключевую роль в установлении стандартов и передовой практики в области управления данными о морском биоразнообразии и их обмена. Ассамблея призвала государства-члены поддержать ОБИС. Бельгия, США, Бразилия, Канада, Украина, Боливарианская Республика Венесуэла, Франция и Соединенное Королевство выразили свое желание оказать помощь ОБИС в рамках МОК. Китай предложил разместить у себя зеркальную инфраструктуру ОБИС. Канада предложила рассмотреть дальнейшие возможности по прямому финансированию ОБИС. Индия разместила у себя национальный узел ОБИС – зеркальную базу данных ОБИС. Ассамблея выразила признательность правительству Фландрии (Бельгия) за размещение Секретариата ОБИС, а также Индии, Соединенным Штатам и Боливарианской Республике Венесуэла за поддержку в натуре основной деятельности ОБИС, и всем государст­вам-членам, продолжающим поддержку национальных и региональных узлов ОБИС. Ассамблея признала, что ОБИС играет ведущую роль в удовлетворении растущих потребностей в увеличении числа и повышении точности временных серий данных о морском разнообразии в интересах мониторинга состояния морской среды и лучшего понимания экосистемных процессов, а также последствий изменения климата в целях более эффективного управления морскими живыми ресурсами.  Стороны Конвенции о биологическом разнообразии (решение COP10/29,10 и 35) просили государства-члены и далее развивать сетевую научную деятельность, подобную ОБИС, продолжать обновление всеобъемлющих доступных глобальных баз данных обо всех формах морской жизни и обеспечивать дальнейшую оценку и картирование распределения и богатства морских биологических видов, а также призвали МОК/ОБИС содействовать доступности и операционной совместимости наиболее совершенных имеющихся наборов данных и информации о морском и прибрежном разнообразии в глобальных, региональных и национальных масштабах. Ассамблея отметила, что государствам-членам потребуется взять на себя ответственность за обеспечение для МОК возможности выполнения ее обязательства относительно продолжения и дальнейшего развития ОБИС и настоятельно призвала государства-члены вносить финансовые взносы на Специальный счет МОК для ОБИС, финансировать и далее две должности сотрудников категории специалистов в Бюро по проектам МООД, обеспечивать прикомандирование сотрудников к Бюро по проектам МООД для ОБИС и оказывать поддержку в такой натуральной форме, как проведение в своих странах совещаний или учебно-практических семинаров с оплатой расходов участников, или путем использования других средств по договоренности с РК ОБИС.

Глобальная система наблюдений за климатом ВМО-МСНС-МОК-ЮНЕП (ГСНК) (5.3.5)
Спонсорами ГСНК, созданной в 1992 г., являются ВМО, МОК, ЮНЕП и МСНС. ГСНК представляет собой координируемую на международной основе сеть систем наблюдений за атмосферой, океанами (последняя возглавляется Группой экспертов ГСНК-ГСНО-ВПИК по наблюдениям за климатом океана) и земной поверхностью, а также программу мероприятий, обеспечивающих поддержку сети и ее развитие. Секретариат ГСНК размещается в ВМО в Женеве. План работы ГСНК на 2013-2016 гг., включает меры по развитию ГСНК и проведение регулярных оценок. Результаты обзора программы и обзора системы наблюдений, а также оценки ГСНК будут представлены на следующей сессии Ассамблеи МОК. ГСНО связана с Глобальной рамочной основой для климатического обслуживания через Группу по наблюдениям за климатом океана (ГНКО). Ассамблея, ссылаясь на меморандум о взаимопонимании 1998 г. между ВМО, МОК, ЮНЕП и МСНС в отношении Глобальной системы наблюдений за климатом, принимая к сведению перевод секретариата Группы экспертов ГСНК-ГСНО-ВПИК по наблюдениям за климатом океана из Бюро по проектам ГСНО в МОК в Секретариат ГСНК в ВМО, а также роль Группы по наблюдению за климатом океана (ГНКО), обеспечивающую поддержку Руководящему комитету ГСНО и плану работы ГСНО на 2014-2015 гг., сформулировала следующие руководящие указания относительно программы работы ГСНК: внимание со стороны ГСНК ко всем временным масштабам, необходимым для проведения наблюдений  за климатом; координация всех механизмов наблюдений, включая СКОММ и ИГСН; анализ потребности в наблюдениях, которые отражены в пятом докладе МГЭИК об оценке, публикация которого запланирована в 2013-2014 гг.; расширение списка рассылки вопросника ГСНК, касающийся обзора, включив в него все органы МОК, в том числе МООД.  Ассамблея призвала  государства-члены оказать поддержку осуществлению вышеназванного плана работы путем предоставления финансовых взносов на Специальный счет МОК для ГСНК.

НАУКИ ОБ ОКЕАНЕ И ОКЕАНИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ (п.5.4)
Всемирная программа исследования климата ВМО-МОК-МСНС (ВПИК)(п.5.4.1)
Ассамблея рассмотрела  прогресс в области улучшения знаний и понимания глобальной и региональной изменчивости и изменения климата и разработки усовершенствованных численных моделей и климатических прогнозов с уделением особого внимания приоритетам государств-членов МОК. Приоритеты ВПИК  включают приоритеты МОК в области океанических исследований. ВПИК утвердила стратегию деятельности в 2005 г., провела ее пересмотр в 2008 г.  и запустила в 2009 г. план осуществления стратегии на 2010-2015 гг. В текущей работе по координации научных исследований и составлению климатических прогнозов ВПИК уделяет более пристальное внимание десятилетним и региональным масштабам. Анализ, оценка и прогнозирование изменчивости и изменения уровня моря, особенно на региональном уровне, занимают особое место в рамках взаимодействия с МОК. Среди прочих достижений с 2011 г. была отмечена разработка «Крупных научных вызовов» с участием широкого и постоянно растущего  круга исследователей-океанографов. Деятельность ВПИК является вкладом в решение первостепенных задач МОК, функционирование Межсекторной платформы ЮНЕСКО по изменению климата и достижение индивидуальных национальных целей государств – членов МОК, связанных с разработкой стратегий в области климатических исследований, смягчения последствий неблагоприятных явлений и адаптации к ним. ВПИК вновь подтвердила свою приверженность активно поддерживать МОК и ЮНЕСКО в выполнении ими задач в отношении климата, выражая при этом озабоченность предложенным сокращением финансового вклада МОК во ВПИК. Ассамблея отметила, что проводимые ВПИК мероприятия являются крайне важными для программ МОК и ЮНЕСКО, и особенно недавний акцент в работе ВПИК на региональные научные мероприятия в развивающихся странах и на науке для защиты жизни и имущества. Эксперимент по уменьшению масштаба региональных климатических моделей (КОРДЕКС) ВПИК сосредотачивает внимание на региональных системах, включая Африку, и на разработке нового поколения систем прогнозирования. Ассамблея подтвердила постоянное спонсорство ВПИК на уровне 125 000 долл. в год за счет средств обычного бюджета и  заявила об оказании поддержки этой программе, которую Ассамблея на своей 26-й сессии отнесла к числу высокоприоритетных Ассамблея сформулировала следующие  руководящие указания относительно программы работы ВПИК: работа в области глобальных и региональных сетей наблюдений за уровнем моря, включая воздействие экстремальных явлений, учет вопросов, связанных с уязвимостью человека и адаптацией  и вклад ВПИК в достижение первостепенных задач МОК, с упором на вовлечении начинающих ученых, особенно в развивающихся странах, и другие мероприятия по созданию потенциала в соответствии с Планом осуществления ВПИК (2009 г.).  Ассамблея также отметила вклад в доклад Рабочей группы 1 МГЭИК  и  предложила продолжить тесное сотрудничество ВПИК с МОК, в частности при разработке Глобальной рамочной основы для климатического обслуживания и сделать дополнительный упор на региональной климатической информации. Ассамблея настоятельно призвала государства-члены оказать поддержку осуществлению вышеназванного плана работы путем участия их ученых, а также предоставления финансовых взносов на Специальный целевой счет МОК для ВПИК.

Межправительственная группа по вредоносному цветению водорослей (МГВЦВ) (5.4.2)
Ассамблея рассмотрела  рекомендации 11-й сессии Межправительственной группы МОК по вредоносному цветению водорослей (Париж, 28-30 апреля 2013 г.). Стратегия в отношении международного научного сотрудничества в области ВЦВ в меняющемся мире включает новый глобальный подход к исследованиям ВЦВ в целях удовлетворения потребностей общества  и  разработку всемирного доклада о состоянии дел в области ВЦВ. Ассамблея вновь подчеркнула широкомасштабное и постоянное воздействие ВЦВ на рыболовство, аквакультуру, здоровье человека и туризм и подтвердила важность совместных усилий и сотрудничества в области исследований ВЦВ и практике управления. Ассамблея подчеркнула важность координации глобальной и региональной программной деятельности МОК ВЦВ для предотвращения дублирования и экономии ресурсов. Ассамблея приветствовала разработку всемирного доклада о состоянии дел в области ВЦВ, который она рассматривает как дополнение к Оценке мирового океана. Ассамблея приветствовала развитие ГЭОВЦВ в формат программы исследований на ближайшее десятилетие под названием ГЛОБАЛВЦВ, включая особый акцент на сотрудничестве с ВОЗ и ФАО. Была поддержана инициатива по ВЦВ и опреснению.  Дания в течение многих лет размещает у себя Научный и коммуникационный центр МОК по вредоносному цветению водорослей, а Япония поддерживает ВЕСТПАК/ВЦВ.
Ассамблея отметила, что МОК играет уникальную роль в координации и проведении международного и регионального сотрудничества в деятельности по исследованиям, управлению и созданию потенциала в области ВЦВ и что потребность в дальнейшей координации и региональном сотрудничестве, как предполагается, останется на прежнем уровне или еще больше возрастет.  МГВЦВ продолжает выступать в качестве надежного и эффективного механизма для реагирования на новые проблемы, связанные с ВЦВ и деятельность МОК в этой области  будет способствовать охране здоровья человека, защите экономических интересов и природных ресурсов в сотрудничестве с  ВОЗ и ФАО. Разработка Всемирного доклада о состоянии дел в области ВЦВ является дополнением к Оценке мирового океана, благодаря чему впервые в истории будет обобщена информация о глобальном распространении ВЦВ, об угрозе, которую они представляют и их влиянии на содержание питательных веществ, а также других видах влияния. 12-я сессию Группы состоится  до 28-й сессии Ассамблеи. Ассамблея предложила  СКОР выступать в качестве одного из спонсоров Научного руководящего комитета для Глобальной программы ВЦВ. Ассамблея призвала финансирующие учреждения и институты в государствах-членах оказывать содействие в деле мобилизации средств, которые обеспечат выполнение плана работы МГВЦВ.

Загрязнение питательными веществами (5.4.3)
Ассамблея рассмотрела  вклад МОК в Программу исследований питательных веществ и воздействия на прибрежную зону (Н?СИРП). План осуществления Н-СИРП охватывает не только проблематику воздействия на прибрежные морские экосистемы, но и такие вопросы, как формы взаимодействия климата с выносом питательных веществ в прибрежные районы и его воздействием, последствия изменения экосистем для туризма, а также такие сквозные вопросы, как последствия изменения климата. Совместный проект ЮНЕП-МОК ГЭФ «Глобальные основы для уменьшения накапливания питательных веществ и истощения кислорода в результате загрязнения из наземных источников в поддержку Глобального цикла питательных веществ», который начался  в конце 2011 г.  включает научный компонент, с акцентом на глобальных взаимосвязях между выносом питательных веществ в прибрежные морские экосистемы. Ассамблея, постановила сохранить программу Н-СИРПв качестве основной области деятельности для проекта ГЭФ «Глобальные основы» при том понимании, что ее всестороннее осуществление будет зависеть от возможности МОК обеспечить необходимый уровень участия в финансировании и  призвала государства – члены МОК оказать содействие в выявлении средств, которые обеспечат для МОК возможность участия в финансировании проекта ГЭФ «Глобальные основы» и введения в действие Руководящего комитета Н-СИРП.

Регулярный процесс глобального освещения и оценки состояния морской среды, включая социально-экономические аспекты (Регулярный процесс ООН) – Оценка мирового океана (5.4.5)
Ассамблея рассмотрела основные события, которые произошли в рамках осуществления Регулярного процесса, включая организацию цикла региональных учебно-практических семинаров и ход создания пула экспертов по Регулярному процессу в поддержку подготовки Оценки мирового океана (ОМО). Ассамблея призвала государства-члены МОК оказывать поддержку группе экспертов, в частности, посредством: определения дополнительных экспертов, которые будут назначены для работы в составе пула; предоставления финансовых ресурсов для организации совещаний группы экспертов и участвующих исследователей; предоставления информации и данных через программы МОК, а также технических комментариев при подготовке соответствующих разделов ОМО.  МОК участвовала во всех региональных учебно-практических семинарах ООН, проходивших в 2011-2013 гг., а также участвовала в совещаниях группы экспертов и в работе специальной рабочей группы в 2012-2013 гг. МОК определила перечень ресурсов (таких как результаты оценок, продукты в виде данных, показателей, касающихся состояния морской среды), которые могли бы предоставляться в качестве вклада в подготовку ОМО, в том числе в рамках Программы оценки трансграничных водных ресурсов ГЭФ.  Ассамблея поддержала роль, которую Комиссия выполняет  с точки зрения оказания научной и технической поддержки в рамках Регулярного процесса Организации Объединенных Наций. Была подчеркнута необходимость продолжения практики назначения государствами-членами национальных экспертов для работы в пуле экспертов, что обеспечило бы надлежащий уровень вовлеченности научного сообщества в поддержку мероприятий, связанных с подготовкой ОМО. 17-19 сентября 2012 г. в Бангкоке (Таиланд) при поддержке ЮНЕП и APN был проведен первый региональный учебно-практиче­ский семинар по развитию потенциала в свете подготовки ОМО. Китай планирует создание специализированного учебного центра.  Бразилия и Индия планируют  организовать в декабре 2013 г. в Шеннае (Индия) региональные учебно-практические семинары по тематике Регулярного процесса, соответственно для региона Южной Атлантики и северной части Индийского океана. Была отмечена необходимость  использования в этой работе результатов глобальных и региональных оценок, в частности оценок МГЭИК, а также оценок проводившихся в рамках Арктического совета. Ассамблея просила  Исполнительного секретаря  и далее  предоставлять техническую и научную поддержку Регулярному процессу в соответствии с резолюцией  67/78 ГА ООН и предложила государствам – членам МОК оказывать поддержку роли и вкладу МОК в этой области.

Стратегические вопросы (п. 5)
Роль вспомогательных органов и децентрализованных бюро МОК.
Ассамблея постановила придать официальный характер Региональному бюро по программам в Перте (РБПП) (Австралия) в качестве Бюро по программам МОК и утвердила Круг ведения БПП на 2014-2018 гг.  с особым вниманием  региону Индийского океана, а также функционированию Глобальной системы наблюдений за океаном (ГСНО), развитию соответствующих служб и океанических наук, наращиванию потенциала в сфере противодействия опасным явлениям в море и прибрежных районах. 

Комплексное управление прибрежными районами (ИКАМ) (п.5.4.4)
Ассамблея рассмотрела  ход реализации Стратегии ИКАМ в областях морского пространственного планирования (МПП), смягчения последствий опасных явлений в прибрежных районах и разработки средств в поддержку принятия решений в рамках управления прибрежными районами и океанами. Это включает новый проект ГЭФ под названием «Укрепление глобального управления крупными морскими экосистемами (КМЭ) и их побережьями», который будет осуществляться через МОК. Ассамблея приветствовала подготовку доклада о ходе осуществления Стратегии ИКАМ и отметила актуальность трех программных стратегических целей, а также важность поддержки мероприятий в области управления на экосистемной основе, морского пространственного планирования, адаптации и смягчения последствий опасных явлений в прибрежных районах. Была выражена поддержка проекту СПИНКАМ (Сеть информации и данных по юго-восточной части Тихого океана в поддержку комплексного управления прибрежными районами) и участию МОК в рамках нового проекта ГЭФ по крупным морским экосистемам.  МОК играет ведущую роль в рамках проекта ПЕГАСО (Седьмая Рамочная программа Еврокомиссии), направленного на массовую поддержку экосистемных принципов оценки степени неистощительного освоения океанов и прибрежных зон и способствующего развитию национальных систем информации о прибрежной зоне и реализации программ, предусмотренных протоколом КУПЗ для средиземноморского и черноморского регионов. Ассамблея приняла решение  по осуществлению Стратегии МОК в области комплексного управления прибрежными районами и Укреплению глобального управления крупными морскими экосистемами (КМЭ) и их побережьями

Развитие потенциала (п.5.5)
Ассамблея рассмотрела разработку новой стратегии развития потенциала с учетом недавних решений Конференции «Рио+20» и Договора по океанам Генерального секретаря Организации Объединенных Наций.  Как показал опыт, краткосрочные программы и курсы обучения не отвечают ожиданиям государств-членов в отношении развивающихся стран. Вторая Международная экспедиция в Индийском океане (МЭИО-2) могла бы обеспечить дополнительные возможности для разработки конкретных международных программ по развитию потенциала.  Ассамблея отметила итоговый документ Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию «Рио+20», в котором признается важность создания потенциала развивающихся стран, чтобы предоставить им возможность пользоваться плодами сохранения и устойчивого использования океанов и морей и их ресурсов  и постановила учредить межсессионную рабочую группу по разработке проекта Стратегического плана по созданию потенциала с указанным в приложении кругом ведения. Ассамблея предложила включить пункт, касающийся Стратегического плана по созданию потенциала, в повестку дня 47-й сессии Исполнительного совета в 2014 г..  

Научный доклад МОК о Мировом океане (п.5.5.2)
МОК возглавила процесс подготовки Научного доклада о Мировом океане (НДМО), что является  прекрасной возможностью повысить наглядность своей деятельности. В докладе будут рассматриваться не политические, а научные проблемы, с акцентом на практическую пользу доклада для самой МОК. Эта работа осуществляется в рамках добровольного обязательства, взятого МОК на «Рио+20» и направлена на проведение обзора в отношении инвестиций, ресурсов и  продуктивности государств в области наук об океане. Доклад послужит средством для картирования и оценки людских и институциональных потенциалов государств-членов в областях морских исследований, наблюдений и управления данными и информацией, одновременно представляя собой глобальный обзор основных сфер интересов, событий и тенденций в сфере океанических наук. Ассамблея постановила учредить Межсессионную рабочую группу открытого состава под председательством заместителя Председателя МОК д-ра Атанаса Палазова для дальнейшего анализа и улучшения предложения о разработке НДМО на основе представленных государствами-членами комментариев.

Выборы Председателя Комиссии и заместителей Председателя Комиссии (пп.6.3.1 и 6.3.2)
Ассамблея  путем аккламации избрала д-ра Сан Гюнпён (Республика Корея) председателем Комиссии. На  должности заместителей Председателя  были избраны следующие лица: д-р Петер Хёуган (Норвегия) (Группа I), д-р Атанас Палазов (Болгария) (Группа II), капитан Фредерико Антониу Сараива Ногуэйра (Бразилия) (Группа III), д-р Ютака Мичида (Япония) (Группа IV), д-р Адоте Блим Бливи (Того) (Группа V).

Выборы членов Исполнительного совета. (п.6.3.3)
Состав членов Исполнительного совета на следующий межсессионный период и на время проведения 28-й сессии Ассамблеи приводится в Приложении к официальному краткому докладу. Россия вновь была избрана в состав Исполнительного совета.

Сроки и место проведения 28-й сессии Ассамблеи, а также 47-й и 48-й сессий Исполнительного совета
Ассамблея постановила провести 47-ю сессию Исполнительного совета в течение трех с половиной дней в период 30 июня – 3 июля 2014 г. в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже; 28-ю сессию Ассамблеи, продолжительность которой предстоит определить, в период, который предстоит определить, в июне 2015 г.; которой будет предшествовать однодневная сессия Исполнительного совета, выступающего в качестве руководящего комитета Ассамблеи.

Темы лекций памяти А.Брууна и Н.К.Паниккара на 28-й сессии Ассамблеи МОК. (п.6.6)
Ассамблея предложила для памятных лекций МОК следующие темы:

  • Лекция МОК, посвященная памяти Роджера Ревелла, 2014 г.: проект временных рядов КАРИАКО (Секвестирование углерода в цветном океане), или
  • Химический состав океана и его закисление (д-р Ричарда Фили)
  • Охраняемые морские районы – Мальпело, один из объектов всемирного морского наследия ЮНЕСКО (д-р Сандры Бессудо)
  • Лекция МОК, посвященная памяти Антона Брууна, 2015 г.: Морской лед (д-р Роби МакДоналд)
  • Лекция МОК, посвященная памяти Н.К. Паниккара, 2015 г.: Наблюдения за океаном с привлечением канадских рейнджеров (д-р Эдди Кармак),
  • Воздействие деятельности МОК по созданию потенциала на систему раннего предупреждения о цунами в регионе,
  • Развитие потенциала по вредоносному цветению водорослей (проф. Ясуво Фукуйо),
  • Миссия глайдеров «Челленджер» (д-р Скотт Гленн, Рутгерский университет)
  • 50-летие экспедиции в Индийском океане, прошлое, настоящее и будущее.