Межправительственная океанографическая комиссия (МОК)

Глобальная оценка состояния морской среды (ГОСМС)

А.Я.Толкачев (НОК России)
сентябрь 2003 г.

История вопроса


В феврале 2001 года Совет управляющих ЮНЕП предложил провести в сотрудничестве с МОК и другими учреждениями ООН и Секретариатом Конвенции по биологическому разнообразию исследование по целесообразности организации регулярного процесса в целях глобальной оценки состояния морской среды на основе уже существующих программ оценок.

В ответ на это решение было проведено два консультативных совещания в сентябре 2001г в Исландии (Рейкьявик) и в марте 2002г. в Германии (Бремен). В июне 2002г. Исполнительный совет МОК поручил Исполнительному секретарю изучить вопрос об участии МОК в этом процессе.

В августе-сентябре 2002г. на Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (ВВУР) был принят План выполнения решений, в котором ВВУР призвала учредить к 2004году "регулярный процесс в рамках ООН в целях глобального представления данных и оценки состояния морской среды, включая социально-экономические аспекты, как в настоящее время, так и в обозримом будущем на основе существующих региональных оценок".

В декабре 2002 г. 57-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН постановила "учредить к 2004 году регулярный процесс в рамках ООН в целях глобального представления сообщений и оценки состояния морской среды, включая социально-экономические аспекты как в настоящее время, так и в обозримом будущем, на основе существующих региональных оценок". ГА ООН также просила "Генерального секретаря в тесном сотрудничестве с государствами-членами, соответствующими организациями, учреждениями и программами системы ООН, а именно ЮНЕП, МОК, ФАО, ММО, ВОЗ, МАГАТЭ, ВМО и секретариатом Конвенции о биологическом разнообразии, прочими компетентными международными организациями, подготовить предложения об условиях регулярного процесса глобального представления сообщений и оценки состояния морской среды, основываясь, в частности, на работе ЮНЕП согласно решению 21/13 Совета управляющих и с учетом завершенного недавно обзора ГЕЗАМП, и представить эти предложения Генеральной Ассамблее на ее 58-й сессии для рассмотрения и принятия решения, в том числе о созыве возможного межправительственного совещания".

В феврале 2003г. Совет управляющих ЮНЕП на основе решений ВВУР и ГА ООН поручил Исполнительному директору ЮНЕП рассмотреть вопрос о формах вклада ЮНЕП в ГМА (изыскать внебюджетные ресурсы, включая создание целевого фонда) и доложить об этом в 2003г. Генеральному секретарю ООН и 8-й специальной сессии Совета управляющих, Глобальному экологическому форуму ЮНЕП на уровне министров.

В 2003г.был подготовлен "Обзор глобальных и региональных оценок морской среды и связанной с ними научной деятельности" в качестве обоснования в организацию глобального процесса. Обзор был подготовлен Всемирным центром природоохранного мониторинга ЮНЕП в сотрудничестве с ЮНЕП и МОК и при поддержке правительств Германии, Исландии и Великобритании. Обзор размещен на вебсайте: www.unep-wcmc.org/marine/GMA


В июне-июле 2003 г. 22-я сессия Ассамблеи МОК поручила Исполнительному секретарю "организовать соответствующий вклад МОК и ее программ, включая возможное осуществление лидирующей роли, в подготовку предложений по формам организации регулярного процесса для глобальной информации и оценки состояния морской среды" и изыскать в сотрудничестве с соответствующими организациями внебюджетные средства для этой цели. Для выполнения лидирующей роли в этом процессе потребуется как минимум 9.2 млн. долларов на пятилетний период. По мнению участников Ассамблеи, МОК могла бы взять на себя ведущую роль лишь в отношении конкретных научных оценок в качестве вклада в доклады о региональных и глобальных оценках. В этом случае требуемый ежегодный бюджет составил бы около 300 000 долларов. При этом ГМА может опираться на такие существующие механизмы как ГЕЗАМП, ГИПМЕ наряду с активным участием в Программе ЮНЕП по региональным морям.

Вопрос об организации процесса ГОСМС будет рассмотрен на 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН в 2003 г. (п. 53 Повестки дня "Океаны и Морское право" (9-10 декабря 2003 г.)


Цели и задачи ГОСМС


Цель ГОСМС - организация на научной основе регулярной и своевременной оценки под эгидой ООН состояния и тенденций в отношении морской среды и всех аспектов морских экосистем. ГОСМС в основном ориентирована на политических руководителей и связана с изучением вопросов прошлых, настоящих и будущих изменений качества морской среды, с оценкой последствий этих изменений и с рекомендациями относительно тех действий, которые необходимы на всех уровнях для уменьшения последствий.

Особое внимание будет уделяться выявлению "горячих точек" и проблемам, характерным для нескольких регионов, трансграничным последствиям (загрязнение, рыболовство) и мерам, требующим глобального подхода (морской транспорт).

Для достижения поставленной цели предполагается решать следующие задачи:

  • Разработать подход к осуществлению глобальной оценки
  • Свести воедино региональные оценки, включая политические и научные аспекты.
  • Выявить пробелы в существующих процессах оценки.
  • Разработать сценарии в качестве составной части процессов оценки.
  • Обеспечить необходимое качество данных (включая экспертизу).
  • Рассмотреть границы экосистем.
  • Установить рамки и сроки осуществления.
  • Обеспечить прозрачность и доступность процесса глобальной оценки (например, через специализированный веб-сайт).

Результаты ГОСМС будут представляться в форме научно-технического доклада и политически ориентированного доклада. Представление данных для ГОСМС ожидается от межправительственных организаций, правительственных учреждений и научного сообщества. Обобщение региональных оценок должно осуществляться группой экспертов, например ГЕЗАМП, с участием региональных экспертов. В процессе должны участвовать политические руководители на национальном, региональном и глобальном уровнях. На международном уровне в этом процессе участвуют различные международные межправительственные (ЮНЕП, МОК ЮНЕСКО,ФАО, ММО, ВМО, ВОЗ) и неправительственные организации (МСНС) при организующей роли ГА ООН. Организационный механизм должен обеспечивать правовую обоснованность, авторитетность и актуальность оценки.

Этапы осуществления ГОСМС

Процесс ГОСМС включает три фазы:

  1. Фаза разработки/привлечения заинтересованных сторон (Глобальная научная группа для подготовки проекта Глобального научного доклада о состоянии океана)
  2. Региональная фаза (региональные форумы заинтересованных сторон, региональные научные группы для подготовки региональных научных докладов о состоянии океанов, подготовка плана региональной оценки и проекты докладов по региональной оценке)
  3. Глобальная фаза (Глобальная научная группа для подготовки Глобального доклада об оценке состояния океана и Глобальный форум заинтересованных сторон)

Основные международные решения, форумы и документы


1. 32-й сессия Совета управляющих ЮНЕП (Решение 21/13), февраль 2002 г.


2. 35-я сессия Исполнительного Совета МОК - 4-14 июня 2002 г. (п.4.1.8 пар.103-111 доклада и Резолюция EC-XXXV.3)


3. Всемирная встреча на высшем уровне по устойчивому развитию - 26 августа - 4 сентября 2002 г. Йоханнесбург (A/CONF.199/20, план выполнения решений ВВУР, пункт 36(b)


4. 57-й сессия Генеральной Ассамблеи ООН (Резолюция A/57/141) (пункт 45) - 12 декабря 2002 г.


5. 22-й сессия Совета управляющих ЮНЕП - (Решение 22/1/II) - 3-7 февраля 2003 г.


6. Технический семинар по организации регулярного процесса глобальной оценки состояния морской среды - 18-20 марта 2002 г. Бремен, Германия (документ IOC-XXII/2 Annex 7, Париж 24 марта 2003 г.)


7. Обзор глобальных и региональных оценок морской среды и связанных с ними научных мероприятий (Всемирный центр природоохранного мониторинга ЮНЕП, МОК, Германия, Исландия, Великобритания) - 2003 г. Вебсайт: http://www.unep-wcmc.org/marine/GMA/


8. 22-я сессия Ассамблеи МОК - 24 июня - 4 июля 2003 г. (Резолюция XXII-2, доклад П.4.1.5)


9. 58-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН - Пункт 53 Повестки дня "Океаны и морское право" - 9-10 декабря 2003 г.)