Среднесрочная стратегия МОК на 2014-2021 гг.

Среднесрочная стратегия Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО  на 2014-2021 гг. была рассмотрена и принята на 27-й сессии Ассамблеи МОК,  которая состоялась в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже с  26 июня по 5 июля 2013 года. Стратегия охватывает восьмилетний период, что согласуется с новым среднесрочным планированием ЮНЕСКО. В соответствии с миссией МОК, видение на период 2014-2021 гг. было сформулировано на основе выявленных общественных потребностей, вопросов, возникающих в области наук об океане, и необходимости в межправительственной координации. Конференция «Рио+20» сформировала полезный и своевременный контекст для реализации роли МОК. Среднесрочная стратегия содержит не только разъяснение связей со стратегическими целями, ожидаемыми итогами и глобальными приоритетами ЮНЕСКО, но и анализ места и роли МОК в системе Организация Объединенных Наций, а также обзор основных партнерских связей и совместных программ.  Ассамблея приняла  Среднесрочную стратегию на 2014-2021 гг., представленную в Приложении 1 к  резолюции XXVII-2. Ассамблея  настоятельно призвала государства-члены учитывать Среднесрочную стратегию МОК при разработке своих национальных планов и программ в области наук об океане, наблюдений и услуг, а также при планировании их вклада и участия в программах Комиссии. Ассамблея также призвала государства-члены оказывать  поддержку МОК в ходе обсуждения Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2014-2021 гг. на 192-й сессии Исполнительного совета и на 37-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО. 


1.   ВВЕДЕНИЕ

Последнее десятилетие показало, что значение океана как источника жизни осознается все острее и что наращивание региональных «ноу-хау» признается жизненно важным для содействия решению экономических и социальных проблем на региональном уровне.

МОК играет признанную и уникальную роль в системе ООН в сфере науки об океане и в научном обосновании управления океаном. Ее статус в качестве органа с функциональной автономией в рамках ЮНЕСКО был тщательно продуман в целях обеспечения эффективной платформы для координации, информирования и обмена знаниями в интересах устойчивого и мирного развития.

При разработке среднесрочной стратегии крайне важно реально оценивать возможности и ограничения в рамках имеющихся бюджетных средств. Необходимо постоянно уделять особое внимание координации, обмену, подготовке мероприятий и укреплению ключевых функций; при этом деятельность в значительной степени должна осуществляться в сотрудничестве с другими организациями и учреждениями. Это – сложная и ответственная задача, для решения которой государствам-членам потребуется внести значительный вклад в сотрудничество с Секретариатом МОК.

В соответствии с программным заявлением МОК сформулированная ниже перспектива на период 2014-2021 гг. основывается на выявленных социальных потребностях, на возникающих проблемах, а также на требованиях в области межправительственной координации. Конференция Рио+20[1] обеспечила весьма конструктивную и своевременную основу для реализации функций МОК, обозначенных в настоящей стратегии и в ее целях высокого уровня. Эта стратегия будет охватывать восьмилетний период, что согласуется с новым среднесрочным планированием ЮНЕСКО, включающим два четырехлетних программных цикла, и будет осуществляться в соответствии с итогами дискуссии на тему о будущем МОК.

«Мы признаем, что океаны, моря и прибрежные районы составляют неотъемлемый и существенный компонент экосистемы Земли и играют критически важную роль в ее сохранении»

Будущее, которое мы хотим – Итоговый документ Конференции ООН по устойчивому развитию Рио+20


2.   ПРОГРАММНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

В действующем Уставе МОК, вступившем в силу после принятия Генеральной конференцией ЮНЕСКО резолюции 30 C/22 от 16 ноября 1999 г., миссия Комиссии определена следующим образом:

Статья 2. Цель

Цель Комиссии заключается в содействии международному сотрудничеству и в координации программ, касающихся исследований, служб и укрепления потенциала в интересах расширения знаний о природе и ресурсах океана и прибрежных районов, а также в применении этих знаний для совершенствования управления, обеспечения устойчивого развития, охраны морской среды и облегчения процессов принятия решений ее государствами-членами.

Комиссия сотрудничает с международными организациями, имеющими отношение к ее деятельности, особенно с теми организациями системы Организации Объединенных Наций, которые стремятся и выражают готовность содействовать реализации цели и функций Комиссии и/или консультироваться и сотрудничать с ней в сферах научных исследований, соответствующих услуг и укрепления потенциала, связанных с океаном и прибрежной зоной.

МОК, учрежденная в 1960 г. в качестве органа с функциональной автономией в рамках ЮНЕСКО, является единственной в системе ООН компетентной организацией в области морских наук. Кроме того, благодаря Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) МОК признана в качестве компетентной международной организации в области Морских научных исследований (Часть XIII) и Передачи морских технологий (Часть XIV).

В соответствии с вышеизложенным программным заявлением Среднесрочная стратегия МОК на 2014-2021 гг. основана на концепции, являющейся ориентиром для целей высокого уровня, программ, а также для действий и мероприятий, которые будут подробно излагаться в каждом последующем документе двухлетней программы и бюджета. Эта стратегия, включая ее цели, будет также способствовать выполнению роли МОК в качестве главного направления деятельности (ГНД) ЮНЕСКО и способствовать осуществлению деятельности в соответствующих тематических областях ожидаемых результатов ЮНЕСКО, обозначенных в проекте Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО (37 C/4[2]) (см. рис. ниже):

3. КОНЦЕПЦИЯ и первостепенные задачи МОК НА 2014-2021 ГГ.

Концепция:

Углубленное научное понимание и систематический мониторинг изменяющегося климата океана и экосистем составляют основу устойчивого развития и глобального управления в интересах сохранения здоровья океана, а также управления рисками и возможностями океана на глобальном, региональном и национальном уровнях.

В более конкретном плане МОК в рамках международного сотрудничества стремится оказывать помощь государствам-членам в достижении следующих целей высокого уровня (ЦВО) с уделением особого внимания обеспечению того, чтобы все государства-члены обладали потенциалом для их реализации:

  1. здоровые экосистемы океана и устойчивые экосистемные услуги;
  2. эффективные системы раннего предупреждения и обеспечения готовности к цунами и другим опасным явлениям, связанным с океаном;
  3. повышение устойчивости к изменению и колебаниям климата и наращивание уровней безопасности, эффективности и результативности всех видов деятельности, связанных с океаном, благодаря научно обоснованным услугам, стратегиям адаптации и смягчения последствий;
  4. расширение знаний о новых проблемах науки об океане.

Цель 1. Разработка показателей состояния океана и определение их критических точек[3], относящихся к функционированию морских экосистем, имеют важное значение для прогнозирования или раннего обнаружения изменений состояния экосистемы и оценки ее устойчивости. Такие знания и аналитические инструменты будут весьма полезны для управления океаном в целом и для включения управления отдельными секторами в экосистемный подход. Местный и региональный потенциал в виде знаний и инструментов также играет ключевую роль для понимания того, какую степень воздействия может выдержать экосистема до перехода в другое состояние, восстановление из которого может вызвать значительные трудности. Текущие исследования по этим вопросам по-прежнему носят разрозненный характер и нуждаются в координации.

Цель 2. Конечная цель этой ЦВУ заключается в снижении риска путем содействия общинам в применении эффективных мер по смягчению последствий и повышению информированности об опасных явлениях, с которыми они сталкиваются. Поскольку развитие прибрежных районов продолжается быстрыми темпами, общество становится все более уязвимым от затопления прибрежных районов и других стихийных бедствий, связанных с изменением уровня моря, таких, как цунами. Обеспечение государствам доступа к информации, необходимой для планирования адаптации прибрежных районов, безопасной и надежной работы в море, зависит от дальнейшего прогресса в деле внедрения систем наблюдения за цунами и океаном, совершенствования моделей климатических систем и океанических служб, разработки местных вспомогательных инструментов для принятия решений.

Цель 3. Колебания и изменения климата воздействуют на многие элементы, от которых зависит благосостояние человека: они меняют периодичность выпадения осадков и наступлений засухи, уровень моря и береговую эрозию, а через температурные изменения и окисление океана увеличивают нагрузку на экосистемы и оказывают влияние на продукты и услуги, которые ими обеспечиваются. В результате достижение целей в области развития, в том числе продовольственной безопасности, доступа к водным ресурсам и обеспечения готовности и противодействия стихийным бедствиям, оказывается под угрозой. Известно, что океан играет ключевую роль в формировании климата; поэтому МОК будет оказывать государствам-членам помощь в развитии потенциала, чтобы дать им возможность разрабатывать и совершенствовать стратегии смягчения последствий изменения климата и адаптации к ним, опирающиеся на растущую научную базу.

Цель 4. Широкий спектр возникающих экологических проблем, таких, как новые загрязнители, инвазивные виды, морские возобновляемые источники энергии, расширение и активизация использования морских ресурсов, совокупное воздействие человеческой деятельности на морскую среду и т.д., ставит под угрозу сохранение и устойчивое использование морских пространств и экосистем. Важно улучшить наше понимание возможностей и изменений, происходящих в Мировом океане, в том числе в глубоководных районах. Роль МОК состоит в том, чтобы способствовать проведению научных исследований, технических анализов и обобщений научной информации для эффективного решения этих новых проблем, проведения осознанной политики и своевременного и транспарентного нахождения путей их решения.


4.   Взаимосвязь с документом ЮНЕСКО 37 c/4

Как указано выше, Среднесрочная стратегия МОК должна также отвечать Стратегическим целям 4 и 5 проекта Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2014-2021 гг.:

Стратегической цели 4 в Проекте документа 37 C/4 ЮНЕСКО: Содействие развитию связей между наукой, политикой и обществом, а также этической и инклюзивной политикой в интересах устойчивого развития,

а также

Стратегической цели 5 в Проекте документа 37 C/4 ЮНЕСКО: Укрепление международного научного сотрудничества в интересах мира, устойчивости и социальной инклюзивности,

и прежде всего, содействовать достижению Ожидаемых итогов:

  • Признание руководящей роли и вклада ЮНЕСКО в области науки в интересах устойчивости в рамках Повестки дня ООН в области развития после 2015 г.
  • Использование эффективных партнерских связей для деятельности по проблемам пресноводных ресурсов, наземных экосистем, биоразнообразия и океана, которая ляжет в основу Повестки дня в области развития после 2015 г.
  • Обеспечение директивным органам и соответствующим заинтересованным сторонам возможности принятия стратегических решений на основе междисциплинарной базы научных знаний в интересах устойчивого развития
  • Совершенствование науки об океане, а также глобального, регионального и национального потенциала для управления  рисками, связанными с океаном
  • Разработка и осуществление государствами-членами во всех регионах стратегий уменьшения опасности бедствий с учетом научных и социальных факторов

Программы МОК будут также содействовать достижению целей в рамках глобальных приоритетов ЮНЕСКО «Африка» и «Гендерное равенство».

Глобальный приоритет ЮНЕСКО «Африка»: Африка является всеобъемлющим приоритетом, и МОК будет обеспечивать учет этого приоритета во всех своих программах и его отражение на уровне показателей результативности. Важное значение, которое придается Африке, находит свое отражение в недавнем учреждении Подкомиссии МОК для Африки и прилегающих островных государств (МОКАФРИКА) и в назначении секретаря этой Подкомиссии на полной ставке. Со времени своего создания в 2012 г. Подкомиссия провела два совещания и разработала стратегический план. МОКАФРИКА получила поддержку как в финансовой, так и в натуральной форме от государств-членов, которые и далее будут привлекаться к обеспечению успешной деятельности МОКАФРИКА. Кроме того, будет проводиться дальнейшая децентрализация программ с целью обеспечения их доступности для государств-членов.

Глобальный приоритет ЮНЕСКО «Гендерное равенство»: в основу подхода ЮНЕСКО в отношении глобального приоритета «Гендерное равенство» заложены два основных направления: гендерно ориентированное составление программ с уделением основного внимания расширению социальных, политических и экономических прав и возможностей мужчин и женщин и учет требований гендерного равенства во всех стратегиях, программах и инициативах Организации. Вклад МОК в глобальный приоритет «Гендерное равенство» будет, в частности, сосредоточен на одном из предусмотренных направлений деятельности, ориентированном на то, чтобы международное научное сотрудничество в интересах мира и стабильности обеспечивало представленность женщин и мужчин и свободу выражения ими своего мнения, и чтобы как мужчинам, так и женщинам были созданы условия для активного участия в обеспечении смягчения, адаптации, жизнестойкости и устойчивости. МОК стремится развивать равную представленность мужчин и женщин в морском научном сообществе и наряду с этим поощрять мероприятия, направленные на привлечение женщин к сфере морских наук посредством эффективных мер и политики, а также популяризации примеров для подражания среди девушек.


5.   Осуществление СРЕДНЕСРОЧНОЙ СТРАТЕГИИ МОК

В процессе достижения целей высокого уровня МОК будет уделять основное внимание главным областям:

  • укреплению научных знаний об океане и об антропогенном воздействии на него;
  • применению этих знаний на благо общества; и
  • созданию институционального потенциала для рационального управления и руководства.

Стратегия представляет собой концептуальную рамочную основу для функций, осуществление которых необходимо в целях реализации концепции МОК:

A. Поощрение океанических исследований в целях укрепления знаний о процессах, происходящих в океане и прибрежной зоне, и об антропогенном воздействии на них [Исследование океана]

B. Обеспечение деятельности, укрепление и интеграция глобальных систем наблюдения за океаном, обработки данных и информационных систем [Система наблюдений/управление данными]

C. Разработка систем раннего предупреждения и обеспечение готовности в целях смягчения опасности цунами и опасностей, связанных с океаном [Раннее предупреждение и услуги]

D. Оказание поддержки в области оценки и информации в целях улучшения взаимодействия между наукой и политикой [Оценка и информация в интересах политики]

E. Активизация управления океаном посредством совместного использования базы знаний и расширения регионального сотрудничества [Устойчивое управление и руководство]

F.   Развитие институционального потенциала на уровне всех вышеизложенных функций в качестве сквозной функции [Развитие потенциала]

Эти функции во многом соответствуют существующим и действующим программам, компонентам программ и механизмам сотрудничества МОК, таким, как Глобальная система наблюдений за океаном (ГСНО), Совместная техническая комиссия по океанографии и морской метеорологии (СКОММ) и Международный обмен океанографическими данными и информацией (МООД), Океаническая биогеографическая информационная система (ОБИС), Межправительственные координационные группы (МКГ) по цунами, Всемирная программа исследования климата (ВПИК) и Программа по наукам об океане, Программа по комплексному управлению прибрежными районами (ИКАМ), Вредоносное цветение водорослей (ВЦВ) и Развитие потенциала (РП).

Все эти функции в различной степени способствуют реализации целей высокого уровня Концепции МОК; взаимосвязь между ними можно представить в виде таблицы и в пунктах 21-24, демонстрирующих вклад каждой функции в достижение этих целей:

Функции



ЦВУ

A. Исследование океана

B. Система наблюдений/ управление данными

C. Раннее предупреждение и услуги

D. Оценка и информация в интересах политики

E. Устойчивое управление и руководство

F. Развитие потенциала

1. Здоровые океанические экосистемы

 

 

 

 

 

 

2. Ранее предупреждение
об опасных явлениях,
связанных с океаном

 

 

 

 

 

 

3. Устойчивость к изменениям
и колебаниям климата

 

 

 

 

 

 

4. Углубление знаний
о возникающих проблемах

 

 

 

 

 

 

 

— вклад

 

— весомый вклад


Функции, способствующие достижению цели 1: для своевременного получения знаний о функционировании морских экосистем с соответствующей детализацией важнейшее значение имеют создание потенциала и формирование базы знаний, характеризующейся глобальным управлением и контролем качества. Таким образом, стратегия будет включать в себя: координацию основных научных исследований по вопросам здоровья океанических экосистем; охват Глобальной системой наблюдений за океаном биологических и экосистемных переменных; упор на укрепление существующей глобальной сети центров данных (и информации) МООД, включая Океаническую биогеографическую информационную систему (ОБИС), с уделением особого внимания разработке продуктов/услуг в области данных/информации, способствующих непрерывному мониторингу установленных показателей; поддержку Оценки мирового океана и других соответствующих процессов; и развитие потенциала для обеспечения широкого взаимодействия между наукой и политикой в вопросах управления океаном.

Функции, способствующие достижению цели 2: с точки зрения систем раннего предупреждения и обеспечения готовности к цунами и опасным явлениям, связанным с океаном, стратегия будет сосредоточена на четырех областях: (i) оказание поддержки межправительственной координации систем предупреждения о цунами, унифицированных на региональном уровне; (ii) активизация деятельности региональных центров информации о цунами, выполняющих функции информационных центров для подготовки учебных материалов и материалов по обеспечению готовности; (iii) целенаправленное развитие потенциала и техническая помощь для укрепления собственной способности государств-членов повышать степень готовности и осведомленности в контексте многочисленных опасных явлений; и (iv) содействие созданию благоприятных условий для развития научных исследований и разработки политики, что ведет к совершенствованию систем предупреждения о цунами и опасных явлениях, связанных с океаном, и обеспечению готовности к ним.

Функции, способствующие достижению цели 3: МОК будет стремиться к достижению цели повышения устойчивости к изменениям и колебаниям климата посредством научно обоснованных услуг, стратегий адаптации и смягчения последствий за счет непрерывных усилий, в рамках которых:

  • сначала система наблюдений за океаном проводит непрерывный мониторинг основных глобальных показателей климата (физические показатели и океанический углерод), формируя готовность и потенциал в области предоставления местной информации, которая необходима для адаптации на побережье и решения проблем воздействия изменения климата и окисления океана на морскую и прибрежную экосистемы и которая связана с системой управления данными, основанной на глобальных стандартах и передовом опыте;
  • обеспечивается координация исследований океанского климата, что расширяет возможности понимания климатических аспектов и прогнозирования  колебаний и изменений климата, а также формирует базу знаний в области соответствующих изменений океанской экосистемы и стратегий адаптации;
  • поддерживается сотрудничество в рамках Глобальной рамочной основы для климатического обслуживания и обеспечивается информационная поддержка МОК и других процессов оценки; и 
  • используется база научных знаний в целях оптимизации регионального управления и руководства стратегиями в области адаптации к изменению климата и смягчения его последствий, создавая потенциал посредством показательных проектов и общих инструментов.

Функции, способствующие достижению цели 4: для выявления и мониторинга новых проблем, связанных с науками об океане, будет необходимо обеспечивать координацию научных исследований и выделять эти проблемы таким образом, чтобы они учитывались на уровне политики. Укрепленные и расширенные системы наблюдения за океаном, а также соответствующие глобальные системы управления данными/информацией будут служить опорой для исследований, посвященных новым проблемам, связанным с науками об океане. Для  успешного решения проблемы многообразия форм использования морской территории и  эффективного применения результатов научных исследований требуется расширение международного сотрудничества в области океанических исследований.


6. МОК В СИСТЕМЕ ООН

МОК является частью системы ООН и сотрудничает с другими межправительственными и международными организациями. Наряду с руководящей ролью, которую МОК будет играть в координации и осуществлении ряда программ, содействующих выполнению ее функций, она также будет взаимодействовать в рамках существующих и новых партнерских союзов внутри системы ООН. Это будет особо касаться тех случаев, когда наука об океане и океанические услуги являются лишь одним из компонентов единого целого.

МОК получила признание за ее крупный вклад в фундаментальный проект глобальной повестки дня в области развития: «Будущее, которое мы хотим», являющийся итоговым документом Конференции Рио+20. МОК также вносит свой вклад в программы работы Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата (РКИКООН) и Конвенции о биологическом разнообразии (КБР). МОК играла ведущую роль в подготовке Оценки мирового океана ООН (ОМО) (Регулярного процесса глобального освещения и оценки состояния морской среды, включая социально-экономические аспекты) посредством предварительной оценки этапа оценки, и в связи с этим ГА ООН предложила МОК обеспечивать научную и техническую поддержку ОМО (резолюция 66/231 ГА ООН). МОК будет оказывать техническую помощь по тем аспектам ОМО, которые касаются коммуникации и общественной информации, и выполнять руководящую роль в осуществлении мероприятий, направленных на развитие регионального потенциала, в целях вовлечения научного сообщества в процесс подготовки региональных оценок.

МОК продолжает тесно сотрудничать с Отделом по вопросам океана и морскому праву Управления по правовым вопросам ООН (ООН/УПВ/ОВОМП) в сфере разработки руководящих указаний, касающихся применения положений морского права о передаче технологии и морских научных исследованиях, и ее достижения получают регулярное признание Генеральной Ассамблеи ООН. Секретариат МОК имеет широкую программную сеть и реестр экспертов для удовлетворения просьб государств-членов МОК о предоставлении консультаций и рекомендаций, касающихся разработки законодательства и практики проведения морских научных исследований и передачи морской технологии. Согласно статьям 239 и 266 ЮНКЛОС эта деятельность содействует и поощряет разработку и проведение морских научных исследований и передачу морской технологии, особенно в развивающихся странах, в соответствии с ЮНКЛОС.

Глобальная система наблюдений за океаном (ГСНО) представляет собой систему для непрерывных наблюдений за океаном, включающую океанографический компонент Глобальной системы систем наблюдения Земли (ГЕОСС).  ГСНО управляется усилиями МОК, получает спонсорскую поддержку от ЮНЕП, ВМО и МСНС и осуществляется государствами-членами через их правительственные учреждения, морские ведомства и океанографические исследовательские институты, которые проводят совместную работу в рамках широкого спектра тематических групп и региональных альянсов. Ключевым элементом в проведении этой работы и предоставлении услуг является СКОММ МОК/ВМО. Кроме того, программа МОК по Международному обмену океанографическими данными и Океаническая биогеографическая информационная система (ОБИС), принятая МОК в качестве части МООД (резолюция XXV-4 МОК) способствуют достижению как минимум двух из 20 целей ООН в области биоразнообразия. В соответствии с призывом 193 сторон Конвенции о биологическом разнообразии данные ОБИС применяются для определения важных в экологическом и биологическом отношении морских районов, а также используются Продовольственной и сельскохозяйственной организацией ООН для выявления уязвимых морских экосистем. Кроме того, ОБИС предоставляет ключевую информацию о биоразнообразии для Оценки мирового океана.

С 1965 г. МОК обеспечивает межправительственную координацию Системы предупреждения о цунами в Тихом океане. С 2005 г. МОК также занимается обеспечением межправительственной координации развития систем предупреждения о цунами в (i) Индийском океане, (ii) Карибском бассейне и (iii) Северо-Восточной Атлантике, Средиземном и прилегающих морях. Роль МОК в этой области признана в ряде резолюций ГА ООН.


7. Партнерские СОЮЗЫ

Межправительственная океанографическая комиссия ЮНЕСКО сотрудничает с различными учреждениями и участвует в совместных программах:

ЗДОРОВЬЕ ЭКОСИСТЕМЫ И БИОРАЗНООБРАЗИЕ: МОК работает в тесном сотрудничестве с Лондонской конвенцией и Лондонским протоколом (ЛК/ЛП) и наряду с ИМО и ФАО является членом-основателем Объединенной группы экспертов по научным аспектам охраны морской среды (ГЕСАМП), в которую в настоящее время входят МАГАТЭ, ООН, ЮНЕП, ЮНИДО и ПРООН; она выступает партнером СКОР в рамках Научно-исследовательской программы по глобальной экологии и океанографии вредоносного цветения водорослей (ГЭОВЦВ). МОК/ЮНЕСКО активно участвует в инициативах, касающихся Конвенции о биологическом разнообразии (КБР), и, в частности, в Межправительственной научно-политической платформе по биоразнообразию и экосистемным услугам (МПБЭУ), где она играет важную роль наряду с ЮНЕП, ФАО и ПРООН. Через Океаническую биогеографическую информационную систему (ОБИС) МОК/ЮНЕСКО принимает активное участие в Глобальном информационном механизме по биоразнообразию и в Сети наблюдения за биоразнообразием Группы по наблюдению Земли (СНБ ГНЗ).

СОКРАЩЕНИЕ ОПАСНОСТИ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ: МОК/ЮНЕСКО тесно сотрудничает с ВМО, Секретариатом Международной стратегии по уменьшению опасности стихийных бедствий Организации Объединенных Наций, Организацией по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ОДВЗЯИ), чтобы иметь доступ к ее глобальной сейсмографической сети, с Программой развития Организации Объединенных Наций, Международной морской организацией, Международной гидрографической организацией и Европейским союзом.

КЛИМАТ: МОК участвует во Всемирной программе исследования климата (ВПИК) и в Международном координационном проекте по океаническому углероду (МКПОУ), тем самым способствуя углублению понимания роли океана в изменении и колебаниях климата. ГСНК (Глобальная система наблюдений за климатом) является совместной инициативой МОК/ЮНЕСКО, Всемирной метеорологической организации (ВМО), Программы Организации Объединенных Наций по окружающей среде (ЮНЕП) и Международного совета по науке (МСНС). МОК сотрудничает с Научным комитетом по океаническим исследованиям (СКОР) в рамках целого ряда программ. Инициатива «Голубой углерод» является первой комплексной программой, направленной на смягчение последствий изменения климата путем сохранения и восстановления прибрежных морских экосистем на глобальном уровне. Руководство инициативой обеспечивают Интернационал охраны природы (ИС) и Международный союз охраны природы (МСОП).

РУКОВОДСТВО: партнерами МОК/ЮНЕСКО выступают Международный совет по исследованию моря (ИКЕС), Организация по морским наукам в северной части Тихого океана, Постоянная комиссия для южной части Тихого океана (на испанском языке – КППС), различные программы в области крупных морских экосистем, Международный совет по науке (МСНС), Научный комитет по океаническим исследованиям (СКОР) и Европейская комиссия.


8. Привлечение внебюджетных средств

От объема внебюджетных средств напрямую зависит, насколько эффективно осуществляются программы МОК, а также обеспечивается выполнение первостепенных задач, особенно в периоды финансовых затруднений. Будут активизированы существующие стратегии привлечения средств от государств-членов, учреждений и партнеров в частном секторе, которые тесно связаны с приоритетами МОК, утвержденными ее руководящими органами, и с ее возможностями осуществлять программные мероприятия, а также государственно-частные партнерства и мероприятия в сферах информации и наглядности.

Для обеспечения устойчивости усилий важно, чтобы все внебюджетные средства дополняли ресурсы, используемые для реализации приоритетов обычной программы. С этой целью для каждого двухлетнего периода будут разрабатываться предложения в рамках Вспомогательной программы дополнительных мер (ВПДМ).



[2] С проектом Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО (документ 37 C/4) можно ознакомиться по адресу http://unesdoc.unesco.org/images/0022/002200/2200031e.pdf.

[3] Критическая точка определяется как момент перехода системы из одного стабильного состояния в другое. По достижении критической точки происходит переход в новое состояние. Критическое явление может носить необратимый характер.