Межправительственная океанографическая комиссия (МОК)

"Плавучие университеты"

А.Е.Сузюмов, международный координатор проекта, МОК ЮНЕСКО

Проект, получивший в ЮНЕСКО название "Плавучий университет", был начат по инициативе Московского государственного университета (МГУ) в 1991 году. В 1993 году Российский государственный гидрометеорологический университет (РГГМУ) начал региональный проект "Балтийский плавучий университет" (БПУ). С 1996 года по решению Ассамблеи МОК и Генеральной конференции ЮНЕСКО (1995 г.) оба проекта выполняются в рамках программы МОК-ТЕМА (Подготовка, образование и взаимная помощь в области морских наук). В 1999 к ним присоединился еще один региональный проект: "Каспийский плавучий университет" (КПУ), выполняемый Каспийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства (КаспНИРХ). Базируясь на успешных результатах трех упомянутых выше проектов, в 2005 году по инициативе ряда университетов Австралии в рамках программы ТЕМА был начат региональный проект для стран ЮВ Азии и Тихого океана "Морской университет" (University of the Sea, UOS). Все эти проекты созданы прежде всего для обучения студентов навыкам настоящей исследовательской работы в море, что отличает их от традиционных судовых практик .

Руководитель программы ТЕМА - E. Деза (e.desa@unesco.org). Международный координатор проектов ПУ в Секретариате МОК ЮНЕСКО (Париж, Франция) - А.Е.Сузюмов - a.suzyumov@unesco.org


1. Плавучий университет (программа "Обучение через исследования", (ТТР)

Этот проект занимается комплексным изучением геологических процессов на континентальных окраинах Европы и Северной Африки, на Срединно-Атлантическом хребте. За последние 16 лет проект получил замечательные результаты в области изучения нефтегазоносности континентальных окраин и газовых гидратов - потенциальных энергоресурсов будущего. 16 рейсов ТТР (1991-2006) проводились на судах Министерства природных ресурсов Российской Федерации "Геленджик" и "Профессор Логачев" в Атлантическом океане, Черном и Средиземном морях. В рамках этого проекта был разработан и применен принцип "обучение через исследования" (Training-through-Research, TTR), включающий полный годовой цикл обучения студентов теории и практике морских исследований. После предрейсовой теоретической подготовки студенты под руководством известных европейских специалистов ведут научно-исследовательскую работу на борту судна, подкрепляемую ежедневными лекциями и семинарами. Через пол-года после окончания рейса проводится послерейсовая научная конференция, рассматривающая итоги работ в море и результаты лабораторных исследований полученного материала.

Результаты работ публикуются в ведущих научных изданиях, а также в изданиях МОК (см. http://unesdoc.unesco.org/ulis/index.html, в поисковом окне нужно ввести сокращение проекта "TTR"). За период с 1991 по 2006 гг. около 1000 студентов и молодых исследователей из большинства стран Европы, а также Северной Африки, Азии, Ближнего Востока, США и Латинской Америки приняли участие в рейсах российских судов. Координация и управление проектом осуществляется Исполнительным комитетом. Руководители проекта: Н.Кеньон (Dr. Neil H.Kenyon), Национальный Океанографический центр Саутгемптона (Великобритания) - n.kenyon@soc.soton.ac.uk и М.К.Иванов, заведующий кафедрой ЮНЕСКО-МГУ по морским геонаукам (Геологический факультет МГУ, Москва, Россия) - fu@geol.msu.ru.

Веб-сайт проекта - http://www.ioc.unesco.org/ttr.


Участники рейса ТТР-11 (2001 г.) Один из ежедневных семинаров на борту судна: какие открытия сделаны за прошедший день?
Карбонатные трубы, поднятые со дна Кадисского залива: через них в морскую среду поступают геофлюиды "Карбонатные холмы": загадочные постройки, впервые детально исследованные на европейской окраине в рейсе ТТР-7 (1997 г.)

2. Балтийский плавучий университет (БПУ)

Проект БПУ, осуществляется под эгидой МОК ЮНЕСКО Российским государственным гидрометеорологическим университетом (РГГМУ) в сотрудничестве с Главным управлением навигации и океанографии (ГУНиО) МО РФ. Он предоставляет возможность студентам стран Балтийского региона, а также других стран Европы (Великобритании, Испании, Португалии), Азии и Африки получить навыки исследований в области морской гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды. Тем самым он вносит весомый вклад в программу охраны морской среды, разработанную Хельсинской комиссией (HELCOM), "Балтийскую оперативную океанографическую систему" (BOOS) (региональный проект Глобальной системы наблюдений за океаном (ГСНО), а также "Комплексное управление прибрежной зоной" (КУПЗ/МОК). Особенностью проекта является его выполнение параллельно на двух плавсредствах: одном из океанографических судов ГУНиО (таких как "Н. Матусевич" и "Сибиряков"), а в 2006 году - на НИС "Штокман" ИОРАН, а также на парусном катамаране. Это позволяет одновременно охватить исследованиями как прибрежную зону, так и открытые воды Балтийского моря. Большую роль при этом играют подспутниковые наблюдения с целью сопоставления дистанционных данных, наблюдений со спутников с натурными измерениями. На этой базе РГГМУ создает компьюторные модули для обучения студентов методам дистанционного зондирования океана. В 2006 году в РГГМУ создана кафедра ЮНЕСКО данного профиля. За период 1993-2006 гг. более 200 студентов из 24-х стран Европы, Азии и Африки прошли обучение в рамках проекта. Результаты экспедиций публикуются (на английском языке) в ежегодном "Научном бюллютене БПУ" (BFU Research Bulletin). Руководитель проекта Т. Еремина (РГГМУ, Санкт-Петербург) - tanya@rshu.ru.

Веб-сайт проекта: http://eng.rshu.ru/bfu.asp.


Отбор проб воды прибором "розетта" Участники рейса БПУ-2005 у трапа "Сибирякова"

3. Каспийский плавучий университет (КПУ)

Проект КПУ, осуществляемый под эгидой МОК ЮНЕСКО Каспийским научно-исследовательским институтом рыбного хозяйства (КаспНИРХ), направлен на изучение биологической продуктивности, биоресурсов и их охраны на Каспийском море и в нижней дельте Волги, а также на развитие регионального сотрудничества и взаимопонимания между странами региона в деле охраны окружающей среды. Исследования выполняются на плавсредствах КаспНИРХ. Изучаются, в частности, проблемы влияния колебаний уровня Каспийского моря на водные и прибрежные биоресурсы; влияние загрязнения (преимущественно от разработки нефтяных месторождений) на экосистемы и биоресурсы; биоразнообразие и вопросы его охраны; а также проблемы комплексного управления прибрежной зоной.


Студенты исследуют гидрологические параметры Каспия Будущие ихтиологи - участники одного из рейсов КПУ

В полевых работах 1999-2006 гг. приняли участие более 150 студентов из стран региона. Более 600 человек участвовало в конференциях, семинарах и школах КПУ. С 2001 г. в рамках проекта работает Экологическая школа КПУ. Ежегодно в ней обучаются 15-20 старшеклассников. Результаты КПУ публикуются на английском языке в "Научном бюллютене КПУ" (Caspian Floating University Research Bulletin). Руководитель проекта В.Н. Беляева (КаспНИРХ, Астрахань) - belyaeva@astranet.ru.


4. Морской университет (МОУ)

Этот проект поддерживается консорциумом австралийских университетов, ряда университетов и исследовательских центров Республики Корея, Индии, Индонезии и Японии, образующих сеть Азиатских соседних стран в программе Глобальных изменений (the Asian Neighbors Global Change Network) с участием Австралии. В Сиднейском университете Австралии размещается Секретариат проекта (http://www.usims.org.usyd.edu.au/floating.html). Проект финансируется Фондом Тойота и из национальных средств Австралии. Французский полярный институт (IPEV) предоставляет судовое время на своем НИС "Марион Дюфрен" ("Marion Dufresne"). В 2005 году состоялся первый двухнедельный учебный геолого-экологический рейс в Арафурском море (между Новой Гвинеей и Австралией), в котором участвовало 20 студентов из Австралии, Китая, Восточного Тимора, Индонезии, Японии, Малайзии, Новой Зеландии, Новой Гвинеи, Филиппин и Шли Ланка. В 2006 г. состоялся 2-й рейс, в котором участвовало 19 студентов из семи стран региона. Он проходил по маршруту Окленд (Новая Зеландия) - Нумея (Новая Каледония) - Сидней (Австралия) и был направлен на изучение газовых гидратов комплексом геофизических и геологических методов.

Сайт проекта: http://uos.anu.edu.au/.


Геологические работы в рейсе ПУ - Морской университет НИС "Марион Дюфрен" в Арафурском море (фотографии взяты с сайта проекта)