Межправительственная океанографическая комиссия (МОК)

Международный механизм управления Программой МОК/ ВМО/ ЮНЕП/ МСНС "Глобальная система наблюдений за океаном" (ГСНО) (2005г.)


Спонсорами программы ГСНО являются четыре международные организации:

  • Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) ЮНЕСКО
  • Всемирная метеорологическая организация (ВМО)
  • Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП)
  • Международный совет научных союзов (МСНС) (неправительственная организация)

Для координации и управления программой ГСНО создан следующий международный механизм:

  • Межправительственный комитет МОК-ВМО-ЮНЕП по ГСНО (М-ГСНО) - несет общую ответственность за развитие, планирование и координацию ГСНО. The Intergovernmental Committee for the Global Ocean Observing System (I-GOOS)
  • Руководящий научный комитет ГСНО (РНКГ)(МОК, ВМО, ЮНЕП, МСНС) - несет ответственность за предоставление М-ГСНО научных и технических консультаций. GOOS Scientific Steering Committee (GSSC)
  • Бюро по проектам ГСНО (БПГ) - функции Секретариата программы, находится в ведении Исполнительного секретаря МОК и размещается в Секретариате МОК (ЮНЕСКО, Париж). The GOOS Project Office.

Круг ведения Межправительственного комитета по ГСНО (М-ГСНО)
(Резолюция XIII-5 23-й сессии Ассамблеи МОК - 2005г.)

Межправительственный комитет по ГСНО (М-ГСНО), действуя в рамках МОК ЮНЕСКО и при спонсорской поддержке со стороны ВМО и ЮНЕП, несет ответственность за формулирование политики, принципов и стратегии, а также за планирование и координацию ГСНО. М-ГСНО:

  1. осуществляет контроль за реализацией ГСНО.
  2. проводит регулярную оценку эффективности ГСНО в том, что касается обеспечения потребностей пользователей в информационных продуктах и услугах.
  3. способствует разработке научно-технических стратегий, а также обоснованных планов на основе консультаций со стороны Руководящего научного комитета ГСНО.
  4. формулирует политику и утверждает общие планы по реализации ГСНО.
  5. содействует осуществлению такой политики и планов, используя, по мере необходимости, возможности, связанные с национальными и региональными инициативами и вспомогательными органами МОК, включая рассмотрение социально-экономических выгод и выявление и мобилизацию ресурсов.
  6. проводит обзор и оценку развития и реализации ГСНО и рекомендует необходимые изменения.
  7. оказывает содействие развитию потенциала всех государств-членов, с тем, чтобы они могли вносить свой вклад в ГСНО и пользоваться ее преимуществами, и, в особенности, помогает странам в получении и оптимальном использовании информационных продуктов и услуг, предоставляемых ГСНО.
  8. подготавливает для рассмотрения в спонсорских организациях рекомендации в отношении приоритетных потребностей развития, координации и реализации ГСНО.
  9. добивается международной поддержки и сотрудничества в деле реализации ГСНО, используя другие учреждения ООН и такие международные механизмы, как Глобальная система систем наблюдений за Землей.

Председатель и четыре заместителя председателя избираются в соответствии с Уставом и Правилами процедуры МОК на двухгодичный срок, который может быть увеличен не более чем до четырех лет. Исполнительный секретарь МОК оказывает М-ГСНО секретариатскую поддержку.

М-ГСНО проводит свои сессии один раз в два года. Президиум М-ГСНО в составе председателя и заместителей председателя в межсессионный период подготавливает для председателя руководящие указания и рекомендации в отношении выполнения решений М-ГСНО. Решение о круге ведения Президиума М-ГСНО принимает М-ГСНО.


Круг ведения Руководящего научного комитета ГСНО (РНКГ)
(Резолюция XXIII-5 23-й сессии Ассамблеи МОК - 2005г.)

Руководящий научный комитет ГСНО (РНКГ), состоящий из назначаемых экспертов по соответствующим дисциплинам в области морских наук и глобальных наблюдений и финансируемый на совместной основе МОК, ВМО, ЮНЕП и МСНС, несет ответственность за предоставление научно-технических консультаций М-ГСНО, межправительственному органу, ответственному за ГСНО. При этом РНКГ:

  1. консультирует М-ГСНО по всем научно-техническим аспектам ГСНО, а также относительно потребностей в ресурсах.
  2. разрабатывает и обновляет долгосрочные научно-технические планы и сопутствующие краткосрочные и среднесрочные планы действий и цели для ГСНО.
  3. отвечает за научно-технические аспекты разработки и функционирования ГСНО и осуществляет соответствующие мероприятия в поддержку процесса этой разработки.
  4. в надлежащие сроки представляет доклады организациям-спонсорам и М-ГСНО.

РНКГ при необходимости может создавать технические консультационные группы.

В состав РНКГ входят: (1) научно-технические эксперты (не более восемнадцати), отбираемые с помощью организаций-спонсоров, как это указано в Меморандуме о взаимопонимании по ГСНО, после консультаций с государствами-членами с учетом необходимости обеспечения сбалансированной представленности регионов. Они отбираются с учетом их личной компетентности, а также необходимости обеспечения сбалансированной представленности основных научно-технических дисциплин и основных оперативных и исследовательских программ, включая пользователей, промышленность, правительственные органы и лица, ответственные за разработку политики, которые вносят свой вклад в ГСНО. (2) по одному представителю от каждой организации-спонсора ГСНО. (3) председатели М-ГСНО, СКОММ и МООД. (4) представители других глобальных систем наблюдений. По мере необходимости будут приглашаться отдельные эксперты, включая председателей консультационных групп РНКГ. Председатель РНКГ и его заместитель подбираются спонсорами из числа научно-технических экспертов-членов РНКГ.

РНКГ проводит свои заседания один раз в год, если спонсоры не примут иного решения. Члены назначаются на срок в три года. Исполнительный секретарь МОК оказывает РНКГ секретариатскую поддержку.