50-летие Межправительственной океанографической комиссии

Совещание за круглым столом на уровне министров по проблемам океанов


12—13 октября 2009 г., Париж, ЮНЕСКО

Обеспечение рационального использования океанов: вклад ЮНЕСКО в ответственное управление океанами


В работе совещания за круглым столом на уровне министров по проблемам океанов принимают участие 32 министра и 25 национальных делегаций для обсуждения и акцентирования жизненно важной роли океанов в понимании проблемы изменения климата, в предоставлении экологических услуг, необходимых для обеспечения благосостояния человека и, в частности для прибрежных сообществ, а также роли ЮНЕСКО и ее Межправительственной океанографической комиссии (МОК) в поддержке глобального управления океанами.

В совещании от России принял участие академик Р.И.Нигматулин, директор Института океанологии им.П.П.Ширшова РАН.



1. Генеральный директор ЮНЕСКО г-н Коитиро Мацуура открыл сессию, отметив, что инвестирование в науку, включая науки об океане, является важным фактором экономического развития. Океаны уже в значительной мере ощущают на себе влияние человеческой деятельности; экосистемы подвергаются деградации, особенно в прибрежной окружающей среде, многие методы ведения рыболовства могут быть неустойчивыми, а в ближайшей перспективе ожидается изменение климата, которое усугубит эти проблемы. Для решения этих проблем требуется международное сотрудничество в рамках режима, основанного на нормах права, регулирующего использование океанов и его ресурсов. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС) получила всеобщее признание в качестве всеобъемлющих рамок, позволяющих создать надежную регламентирующую основу.

2. К участникам сессии обратился председатель Межправительственной океанографической комиссии г-н Хавьер Вальядарес, отметивший, что рамки регулирования использования океанов для целей судоходства и рыболовства способствовали наращиванию потенциала "голубой экономики". Цитируя генерального секретаря Бан Ки-Мура, он подчеркнул, что "изменение климата является определяющим вызовом нашего времени". Океан играет важнейшую роль в регулировании изменения климата. Океан уже защитил нас от опасного изменения климата. Именно способность океана абсорбировать избыточное тепло и двуокись углерода, образующуюся в результате климатических изменений, предотвратила опасные изменения климата. Однако, если мы хотим сохранить эти полезные свойства, нам необходимо поддерживать естественные системы функционирования океана, нам необходимо сохранять здоровье океана. Регулярный процесс - это глобальные усилия, охватывающие не только региональные проблемы, но также различные программы и службы. МОК и ЮНЕП, возглавившие начальный этап регулярного процесса, - оценку оценок, внесли важнейший вклад в совершенствование ответственного управления океаном.

3. Председатель действующей в рамках Генеральной конференции Комиссии по науке д-р Симеон Ангелов приветствовал министров и отметил, что получаемые нами от океана выгоды подчеркивают нашу ответственность перед океаном. ЮНКЛОС признает океан в качестве общего наследия человечества, но дает юрисдикцию над прибрежными районами государствам. Высокие расходы на науку о прибрежной зоне океана делают эффективное управление недоступным для развивающихся стран. Поэтому частью любой глобальной системы содействия управлению океанами должна быть сильная программа по развитию потенциала.

Тема 1: Роль науки и Организации Объединенных Наций в обеспечении управления океаном

4. Ведущий дискуссии Люсьен Шабасон, представивший первую тему совещания за круглым столом, сосредоточил внимание на роли науки и ООН в обеспечении управления океаном. Ведущий и докладчики по этой теме напомнили министрам о той основе для управления океанами, которая существует в настоящее время на глобальном уровне:

  • Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС), действующая в рамках ее собственной Конференции сторон;
  • открытый процесс неофициальных консультаций Организации Объединенных Наций по вопросам Мирового океана и морского права, выполняющий роль форума "многих заинтересованных сторон", подотчетного перед Генеральной Ассамблеей ООН;
  • сети "ООН - океаны", обеспечивающие внутреннюю координацию институциональной и технической поддержки, обеспечиваемой рядом специализированных учреждений и программ ООН, ответственных за секторальные регламентирующие рамки.

5. К дополнительным механизмам, обеспечивающим поддержку управлению океаном, относятся региональные организации по рыболовству (РОР) и конвенции о региональных морях, а также целый ряд двусторонних и многосторонних соглашений, причем в настоящее время насчитывается в целом 589 действующих соглашений по океанам и побережьям.

6. Океан признан также в качестве особого международного пространства. Подход к океанам, как к глобальному общему достоянию, считается центральной концепцией не только потому, что океан позволяет получать товары и ресурсы, использование которых дает незамедлительные экономические выгоды, но также и потому, что он поддерживает базовые экологические услуги, такие, как производство кислорода, поступающего в атмосферу, и повторная минерализация органических веществ из океанических и наземных источников. Та роль, которую играет океан в смягчении климатических изменений благодаря абсорбированию производимого избыточного тепла, а также приблизительно одной трети общих годовых выбросов углерода, имеет свою цену: базовые системы океанов изменяются необратимым образом.

7. Признано, что океан имеет первостепенное значение для прибрежных общин и государств, особенно для тех, которые находятся в наибольшей экономической зависимости от океанов и наиболее уязвимы перед изменениями, а также для стран, не имеющих выхода к морю. Привлечение всех государств к процессам формирования надлежащего управления океанами имеет важнейшее значение для устойчивого управления их ресурсами.

8. Было высказано единодушное мнение относительно важности того, чтобы политика в области океанов базировалась на надежных научных фактах. Было отмечено, что дальнейшее развитие Регулярного процесса оценки состояния морской среды является важным шагом на пути обеспечения управления океанами, а для поддержки этой деятельности необходимы устойчивые и системные наблюдения за океанами и сбор соответствующей информации.

9. Многие участники призвали ООН рассмотреть вопрос об упорядочении многочисленных направлений деятельности, связанных с управлением океанами. Небольшим государствам, часть из которых очень сильно зависит от океанов в плане получения средств к существованию, особенно трудно выполнять обязательства по всем соглашениям и получать при этом максимальную выгоду. Некоторые министры подчеркнули, что связанные с управлением океанами правовые вопросы должны решаться исключительно в рамках Конференции сторон ЮНКЛОС.

10. Была особо подчеркнута важность работы Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО по координации морских наук и наблюдений. Ряд министров предложили ЮНЕСКО усилить поддержку МОК и высказали мысль о том, что она могла бы в будущем расширить свою работу, сохранив в качестве своих основных функций научную деятельность и мониторинг, но при этом расширив обсуждения и оказывая содействие в решении вопросов управления океанами.

11. Многие министры подчеркнули важность создания национального потенциала в области научных исследований и мониторинга океанов в поддержку разумной политики в области океанов и управления ими. Помимо деятельности на международном уровне, странам настоятельно рекомендовалось начать работу по управлению океанами на национальном уровне, координируя под руководством национального политического органа достаточно высокого уровня решение вопросов рационализации политики в области рыболовства, судоходства, наук об океане и сохранения ресурсов океана.

12. Были отмечены новые проблемы, связанные с глобальным управлением океанами, включая в качестве основной проблематики изменение климата и уязвимость прибрежных государств к увеличению уровня моря. В числе других основных проблем были отмечены морское биоразнообразие и трансграничное управление рыбным промыслом. Ведущий также напомнил министрам, что дальнейшей работы на международном уровне требуют и такие сохраняющиеся проблемы, как загрязнение морей.

Тема 2: Вклад ЮНЕСКО в мониторинг состояния океана и его экологических услуг: регулярный процесс Организации Объединенных Наций

13. Ведущий, профессор Жаклин Макглейд, директор-исполнитель Европейского агентства по окружающей среде, представила тему 2 совещания за круглым столом, в рамках которой основное внимание уделяется вкладу ЮНЕСКО/МОК в глобальное управление океанами и Регулярному процессу глобального освещения и оценки состояния морской среды.

14. Ведущий и тематические докладчики подчеркнули, что существуют значительные пробелы в нашем понимании сложных океанических процессов, и поэтому необходимо как можно быстрее составить более целостную и комплексную картину состояния наших океанов с помощью разработки регулярного процесса.

15. На Всемирной встрече на высшем уровне по устойчивому развитию (ВВУР), состоявшейся в Йоханнесбурге в 2002 г., участники согласились "организовать к 2004 г. в рамках Организации Объединенных Наций регулярный процесс обеспечения глобальной отчетности и оценки состояния морской среды, включая социально-экономические аспекты - как в данный момент, так и в обозримом будущем - на основе существующих региональных оценок (Йоханнесбургский план выполнения решений)". Цель этих конкретных оценок- обеспечить постоянное наблюдение за состоянием морской среды, предоставляя государствам и другим органам возможность использовать наилучшие имеющиеся научные данные для принятия решений и способствовать сохранению устойчивости океанов и морей.

16. Участники были кратко проинформированы об усилиях, предпринимавшихся под руководством Межправительственной океанографической комиссии ЮНЕСКО и ЮНЕП в рамках первого этапа Регулярного процесса в ходе осуществления "Оценки оценок", которая обеспечивает базу для развертывания начального цикла глобальной комплексной оценки к 2014-2015 гг.

17. Анализ имеющейся информации, проведенный в рамках "Оценки оценок", был резюмирован следующим образом:

  • Самой существенной является оценка живых морских ресурсов и качества воды
  • Менее проработанной является оценка качества среды обитания, которая охватывает только некоторые местообитания
  • Вне пределов развитых стран оценка охраняемых видов носит ограниченный характер
  • Оценка социальных и экономических условий представляет чрезвычайно недостаточную информацию, которая редко интегрирована с экологическими аспектами оценок
  • Особенно слабым является охват оценок за пределами национальных зон
  • Комплексные оценки являются редкими в силу ограниченности полномочий тех, кто представлял запросы на их проведение
  • Использование биологических и других справочно-информационных ресурсов свойственно для общих процессов, охватывающих рыбный промысел и качество воды, но не применяется для других целей
  • В целом наблюдаются существенные пробелы, сферы охвата ограничены, доступ к данным недостаточен, оперативная совместимость между базами данных ограничена
  • Зачастую оценки не имеют четких связей с органами, принимающими решения, и представляют собой единичные процессы; варианты в области политики анализируются редко
  • Процессы оценки редко подкрепляются достаточной документальной базой для облегчения обзора

18. "Оценка оценок", основывающаяся на обзоре передовой практики существующих оценок, предоставляет глобальные рамки и комплекс институциональных механизмов для начала проведения регулярного процесса.

19. Многие участники одобрили работу, проводимую в рамках "Оценки оценок", и подчеркнули, что представленные в докладе рекомендации служат серьезной основой для обсуждения вопроса о дальнейшем пути вперед. Некоторые министры высказали озабоченность по поводу потенциальной отсрочки до 2010 г. решения Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций относительно институциональных механизмов в рамках регулярного процесса.

20. Участники решительно высказались в поддержку разработки методов регионального сотрудничества, которые позволят государствам работать вместе, пользоваться сходной информацией, техникой и совместным потенциалом, содействовать проведению глобального обзора океанов с пониманием существующих взаимосвязей между различными регионами и океанскими процессами.

21. Участники признали, что регулярный процесс также настоятельно необходим для того, чтобы сосредоточить наши научные усилия на таких проблемах, которые угрожают стабильности основных природных систем в океане, и для более глубокого понимания их причин и значимости в экологическом, социальном и экономическом контексте.

22. Благодаря имеющимся знаниям, применение базовых данных о нынешнем состоянии океана и использование соответствующих показателей позволят разработать надлежащие схемы управления и варианты политики для удовлетворения текущих потребностей в национальном, региональном и глобальном масштабе. Это позволит также определить тенденции и сформулировать сценарии для разработки надлежащих мер реагирования.

23. Участники подчеркнули ту центральную роль в координации регулярного процесса, которую должна играть ЮНЕСКО через посредство МОК в качестве организации системы ООН, обладающей технической компетентностью по проблематике, касающейся наук об океане и океанических наблюдений. Она имеет надлежащий мандат и научную репутацию для обеспечения руководства глобальной деятельностью такого характера в тесном сотрудничестве с ЮНЕП и другими учреждениями и программами Организации Объединенных Наций.

24. Участники совещания за круглым столом призвали все государства - члены Организации Объединенных Наций поддержать развертывание регулярного процесса и приступить к проведению его первого этапа в рамках глобальной комплексной оценки как можно раньше и не позднее 2010 г.

25. Участники согласились с тем, что, несмотря на признаваемое наличие нескольких тематических и географических пробелов в информации, имеются достаточные знания, экспертная компетенция и данные в поддержку проведения такой первой глобальной оценки. Регулярный процесс станет важным направлением использования систем мониторинга океана и, в частности, Глобальной системы наблюдений за океаном (ГСНО). Таким образом будет обеспечена эффективная синергия с развивающейся системой ГСНО, в рамках которой должна начаться интеграция регулярного мониторинга переменных параметров, определяющих качество воды и состояние биологических систем.

26. Для придания этой инициативе значимого и всеобъемлющего характера необходимо дополнить ее существенной глобальной деятельностью по развитию потенциала, ориентированной конкретно на развивающиеся страны, в целях оказания им поддержки в деле подготовки персонала и создания учреждений, а также передачи технологии, касающейся оценки морской среды. Несколько участников настоятельно призвали к созданию добровольного целевого фонда, который обеспечивал бы поддержку мероприятий в рамках регулярного процесса и, в частности, его программы создания потенциала.

Тема 3: Океан и изменение климата, воздействие на океан и со стороны океана: адаптация прибрежных общин к повышению уровня моря

27. Ведущий Дессима Уилльямс представил эту третью тему. Ведущий и тематические ораторы подчеркнули несколько последствий влияния изменения климата на общество в прибрежных зонах, такие, как прибрежные наводнения; повышение уровня моря; обесцвечивание кораллов; закисление океана; утрата биоразнообразия; изменения экосистемных услуг, прибрежных местообитаний и, в конечном итоге, миграции населения в прибрежной зоне. Несколько делегатов подчеркнули особую уязвимость малых островных государств.

28. Многие делегаты подчеркнули глобальный аспект проблем и указали на необходимость поиска глобальных решений. Необходимы новые наблюдения и механизмы для формирования адекватных ответов в области политики. Соответствующие решения должны опираться на прочную научную базу, а также должны учитывать местные фактологические сведения и знания. Кроме того, эти решения должны носить целостный и комплексный характер, затрагивая все соответствующие национальные министерства/учреждения.

29. Участники подчеркнули необходимость развития потенциала с уделением особого внимания укреплению возможностей национальных учреждений.

30. Многие делегации коснулись вопроса об управлении океанами. Несколько делегаций подчеркнули важность координации той роли, которую играет ЮНЕСКО/МОК в обеспечении наблюдений, научной деятельности и развития потенциала. Некоторые делегаты отметили необходимость расширения мандата МОК.

31. Делегаты подчеркнули необходимость действовать на всех уровнях от партнерских связей с другими организациями Организации Объединенных Наций до надрегиональных и национальных органов (включая научные и учебные учреждения). В силу сложности тех проблем, с которыми приходится иметь дело, для налаживания таких партнерских связей потребуется определенная гибкость.

32. Буквально все делегации подчеркнули важность заседания КС-15 в Копенгагене и указали на необходимость политической воли и конкретных действий, включая необходимость адекватного финансирования и обеспечения его адаптации на надлежащих уровнях.

33. Благодаря наличию у МОК знаний о прибрежных наводнениях, а также механизмов, разработанных для прогнозированных последствий цунами (в качестве одной из форм весьма быстрого наводнения), Комиссия может содействовать осуществлению оценки риска повышения уровня моря и развертыванию процесса адаптации в странах, наиболее подверженных последствиям изменения уровня моря. МОК надлежит организовать и разработать для этого существенную программу.