Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) ЮНЕСКО

Правила процедуры МОК


В 2000 г. Межправительственная океанографическая комиссия провела пересмотр своих Правил процедуры, с тем чтобы они соответствовали новому Уставу Комиссии, принятому в 1999 г.*.

Настоящие Правила процедуры были приняты Ассамблеей МОК на ее 21-й сессии 11 июля 2001 г. в соответствии с резолюцией XXI-4. За одним исключением, касающимся процедуры принятия резолюций, дальнейший пересмотр которой проводится в настоящее время, данный текст является окончательным и включает порядок проведения выборов в качестве Дополнения I и географическое распределение государств - членов МОК по группам в качестве Дополнения II.

* Документ IOC/INF-1148 (английский/испанский/русский/французский), июль 2000 г.


I - Состав Комиссии

Статья 1

Межправительственная океанографическая комиссия (именуемая ниже "Комиссия") состоит из государств, представивших уведомление в соответствии с процедурой, изложенной в Уставе Комиссии.


II - Ассамблея

Статья 2

Каждое государство - член Комиссии сообщает Исполнительному секретарю Комиссии фамилии назначенных им представителей, заместителей и советников на каждую сессию Ассамблеи.

Статья 3

Ассамблея созывается на внеочередную сессию в случае принятия ею соответствующего решения или по инициативе Исполнительного совета, или по требованию не менее одной трети государств - членов Комиссии, представленному Исполнительному секретарю не менее чем за четыре месяца до предложенной даты.

Статья 4

По предложению Исполнительного совета Ассамблея устанавливает место проведения следующей очередной сессии Ассамблеи. Исполнительный совет устанавливает место проведения внеочередных сессий Ассамблеи, за исключением внеочередных сессий, созываемых по требованию государств - членов Комиссии в соответствии со статьей 3.

В последнем случае место проведения внеочередной сессии устанавливает Исполнительный секретарь в консультации с должностными лицами Комиссии и государствами-членами, потребовавшими ее проведения.

Статья 5

Любое государство - член Комиссии или любая международная организация, упомянутая в пункте 2 статьи 2 Устава, могут пригласить Ассамблею провести свою очередную или внеочередную сессию на территории такого государства - члена Комиссии или, в зависимости от обстоятельств, в штаб-квартире такой организации. Исполнительный секретарь информирует Исполнительный совет о всех таких приглашениях.

Статья 6

Дата открытия очередной сессии устанавливается Исполнительным секретарем по указанию Исполнительного совета и с учетом любых предпочтений, которые Ассамблея могла высказать ранее. Дата открытия внеочередной сессии устанавливается Исполнительным секретарем после консультации с должностными лицами Комиссии.

Статья 7

Исполнительный секретарь уведомляет государства - члены Комиссии и организации, сотрудничающие с Комиссией и содействующие ее работе, а также государства, не являющиеся членами Комиссии, которые выразили заинтересованность участвовать в сессии Ассамблеи, не менее чем за пять месяцев о сроках и месте проведения очередной сессии и, если возможно, не менее чем за три месяца о сроках и месте проведения внеочередной сессии.


III - Повестка дня Ассамблеи

Статья 8

1. В предварительную повестку дня очередной сессии Ассамблеи включаются вопросы, требующие принятия решения Ассамблеей, в том числе:

(а) заявление Председателя о состоянии МОК;

(b) доклад Исполнительного секретаря о выполнении программы;

(с) доклад Исполнительного секретаря о программе и бюджете на следующий двухлетний период;

(d) вопросы, которые сама Ассамблея решила включить в свою повестку;

(e) вопросы, предложенные любым государством - членом Комиссии;

(f) вопросы, предложенные Исполнительным советом;

(g) вопросы, предложенные Исполнительным секретарем Комиссии;

(h) вопросы, предложенные главным должностным лицом любой организации системы Организации Объединенных Наций от имени этой организации, в частности из числа организаций, упомянутых в пункте 2 статьи 2 Устава;

(i) вопросы, предложенные другими организациями, приглашенными принять участие в работе Комиссии;

(j) рассмотрение докладов вспомогательных органов и вопросов, касающихся их состава, как это предусматривается статьями 24 и 49.

2. В предварительную повестку дня внеочередной сессии включаются только те вопросы, для рассмотрения которых созывается внеочередная сессия.

3. Предварительная повестка дня сессии Ассамблеи подготавливается Исполнительным секретарем в соответствии с решениями Исполнительного совета.

4. Предварительная повестка дня сессии рассылается одновременно с сообщением о сроках и месте проведения сессии.

Статья 9

Любое государство-член или организация, сотрудничающая с Комиссией или содействующая ее работе, могут не менее чем за два месяца до установленной даты открытия сессии потребовать включения дополнительных вопросов в предварительную повестку дня. По их получении Исполнительный секретарь рассылает требования о включении дополнительных вопросов в предварительную повестку дня.

Статья 10

1. В начале каждой сессии Ассамблея утверждает повестку дня этой сессии.

2. После утверждения повестки дня Ассамблея может изменять порядок вопросов этой повестки дня, добавлять или исключать вопросы. Для добавления в утвержденную повестку дня или исключения из нее тех или иных вопросов требуется большинство в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов. Обсуждение любого вопроса, дополнительно включенного таким образом в повестку дня, откладывается по требованию любого государства - члена Комиссии не менее чем на три дня с момента его включения в повестку дня.

Статья 11

1. Документация, необходимая для рассмотрения различных вопросов, включенных в предварительную повестку дня сессии Ассамблеи, рассылается не менее чем за два месяца до открытия очередной сессии и не менее чем за месяц до открытия внеочередной сессии.

2. Любое государство - член Комиссии и организация, сотрудничающая с Комиссией и содействующая ее работе, которые требуют включения дополнительного вопроса в предварительную повестку дня, одновременно представляют Исполнительному секретарю документацию для рассмотрения этого вопроса. Исполнительный секретарь, по возможности в кратчайшие сроки, рассылает такую документацию, но не позднее чем за двадцать дней до открытия сессии, вместе с любой дополнительной документацией, которая может быть сочтена необходимой.


IV - Организация Ассамблеи

Статья 12

1. В ходе сессии Ассамблея учреждает такие комитеты и такие другие вспомогательные органы, которые могут потребоваться для ведения ее работы.

2. В число комитетов Ассамблеи входят Комитет по кандидатурам, Комитет по резолюциям и Комитет по финансовым вопросам (см. статью 19.2).

3. Комитет по финансовым вопросам учреждается Ассамблеей и открыт для участия всех государств - членов Комиссии.


V - Должностные лица

Статья 13

1. Должностными лицами Комиссии являются Председатель и пять заместителей Председателя.

2. Председатель избирается из числа лиц, кандидатуры которых выдвигаются в силу их личных качеств. Кандидатуры этих лиц выдвигаются их соответствующими государствами при поддержке двух других государств-членов.

3. Председатель не выступает в качестве представителя своего государства на любой из сессий или в ходе других мероприятий руководящих органов Комиссии. Пять заместителей Председателя являются гражданами государств членов, входящих в различные избирательные группы (список приводится в Дополнении II к настоящим Правилам процедуры),и избираются в ходе одного тура голосования в соответствии с процедурой, установленной в Дополнении I к настоящим Правилам процедуры.

Статья 14

Если Председатель оказывается не в состоянии исполнять свои функции на какой-либо сессии Ассамблеи или Исполнительного совета, или в течение какой-либо части такой сессии, Председатель и заместители Председателя решают, кто из заместителей Председателя выполняет эти функции. Если ни Председатель и ни один из заместителей Председателя не в состоянии выполнять эти функции, то в качестве Председателя действует Исполнительный секретарь до тех пор, пока либо Ассамблея, либо, в зависимости от обстоятельств, Исполнительный совет не назначат исполняющего обязанности Председателя. Ни Ассамблея, ни Исполнительный совет не занимаются никакими другими вопросами до назначения таким образом своего исполняющего обязанности Председателя. Исполняющий обязанности Председателя имеет те же права и обязанности, что и Председатель.

Статья 15

Заместитель Председателя, исполняющий обязанности Председателя на сессиях Ассамблеи или Исполнительного совета, не выступает на такой сессии в качестве представителя своего государства. В этом случае заинтересованное государство-член может назначить другого представителя.

Статья 16

1. Если Председатель по какой-либо причине оказывается не в состоянии продолжать исполнение своих функций, заместитель Председателя, определяемый в соответствии со статьей 14,становится Председателем на оставшуюся часть срока полномочий. Если такой заместитель Председателя оказывается не в состоянии продолжать исполнение этих обязанностей, один из других заместителей Председателя в порядке, установленном в статье 14,становится Председателем на оставшуюся часть срока полномочий.

2. Если один из заместителей Председателя выполняет обязанности Председателя или оказывается не в состоянии продолжать выполнение своих обязанностей, Председатель и остальные заместители Председателя перераспределяют соответствующим образом функции, ранее осуществлявшиеся таким заместителем Председателя, среди других должностных лиц Комиссии.

Статья 17

Председатель и каждый заместитель Председателя могут переизбираться на последующий срок в своем качестве Председателя или заместителя Председателя, но только один раз.


VI - Исполнительный совет

Статья 18

1. Исполнительный совет состоит из Председателя, пяти заместителей Председателя и определенного числа представителей государств - членов Комиссии, избираемых Ассамблеей в соответствии со статьей 7 Устава Комиссии, сле дуя процедуре, установленной в Дополнении I к настоящим Правилам процедуры. Государства - члены Исполнительного совета могут переизбираться на последующий срок.

2. В соответствии со статьей 7 А.1 Устава в состав Исполнительного совета входит максимально сорок государств-членов. Места в Исполнительном совете (включая места государств-членов, представленных должностными лицами) распределяются среди избирательных групп (список которых приводится в Дополнении II к настоящим Правилам процедуры) следующим образом:

Группа I - 11 мест;

Группа II - 2 места;

Группа III - 9 мест;

Группа IV - 9 мест;

Группа V - 9 мест.

3. Вышеупомянутое распределение мест обновляется в тех случаях, когда это оправдано обстоятельствами.

4. В соответствии со статьей 6 В.6 Устава Комитет по кандидатурам до проведения выборов представляет информацию о существующем и справедливом географическом распределении государств-членов в Исполнительном совете. Вышеупомянутая информация включает по необходимости:

(a) обновленный список состава избирательных групп МОК

(см. Дополнение II к настоящим Правилам процедуры);

(b) обновленное распределение мест в Исполнительном совете

среди избирательных групп (см. пункт 2 настоящей статьи).

5. Каждое государство - член Исполнительного совета назначает и может заменять своего представителя в Исполнительном совете, информируя об этом Исполнительного секретаря.

6. Если Председатель или заместитель Председателя не в состоянии присутствовать на какой-либо сессии Исполнительного совета, то государство, гражданином которого он является, имеет право назначить представителя, который представляет это государство на данной сессии, но не выступает в качестве Председателя или заместителя Председателя.

Статья 19

1. Исполнительный совет может проводить очередные и внеочередные сессии.

2. Исполнительный совет проводит две очередные сессии в период между очередными сессиями Ассамблеи, причем сроки и место определяются Советом. Одна такая сессия проводится непосредственно перед днем открытия следующей очередной сессии Ассамблеи. На этой сессии Исполнительный совет выступает в качестве Руководящего комитета. Выступая в этом качестве, Исполнительный совет вносит на рассмотрение Ассамблеи предложения о составе Комитета по кандидатурам и Комитета по резолюциям (статья 12.2).

3. Внеочередные сессии могут созываться по решению Исполнительного совета, по требованию одной трети его членов или по просьбе должностных лиц Комиссии, которые представили такое требование Исполнительному секретарю по крайней мере за четыре месяца до предлагаемой даты. В любом требовании должна указываться соответствующая повестка дня или пункт повестки дня. Место и сроки внеочередных сессий определяются Исполнительным советом или Исполнительным секретарем в консультации с должностными лицами Комиссии и государствами-членами, потребовавшими проведения внеочередной сессии.

Статья 20

Исполнительный секретарь не менее чем за два месяца извещает членов Исполнительного совета, другие государства-члены Комиссии, а также сотрудничающие с Комиссией или содействующие ее работе организации, приглашенные принять участие в сессии Исполнительного совета, о дате открытия сессии.

Статья 21

1. Исполнительный совет выполняет обязанности, делегированные ему Ассамблеей, действуя от ее имени при выполнении решений.

2. Предварительная повестка дня очередной сессии Исполнительного совета подготавливается Исполнительным секретарем в консультации с должностными лицами Комиссии и включает только те вопросы, которые требуют принятия решения Исполнительным советом, в том числе:

(а) вопросы, которые Ассамблея решила передать на рассмотрение Совета;

(b) вопросы, предложенные самим Исполнительным советом;

(с) вопросы, предложенные Исполнительным секретарем Комиссии;

(d) вопросы, предложенные любым государством - членом Комиссии;

(е) вопросы, предложенные главным должностным лицом любой организации, упомянутой в пункте 2 статьи 2 Устава;

(f) вопросы, предложенные другими организациями, приглашенными принять участие в работе Комиссии.

Предложения в отношения вопросов, указанных в подпунктах (с) - (f), должны включать объяснение того, по чему требуется принятие решения Исполнительным советом.

3. Предварительная повестка дня внеочередной сессии Исполнительного совета подготавливается Исполнительным секретарем и включает только те вопросы, для рассмотрения которых созывается внеочередная сессия.

4. Предварительная повестка дня сессии Исполнительного совета рассылается одновременно с извещением о сроках и месте проведения сессии вместе с наиболее полной, по возможности документацией, необходимой для рассмотрения различных вопросов предварительной повестки дня.

Статья 22

1. В начале каждой сессии Исполнительный совет утверждает повестку дня этой сессии.

2. После утверждения повестки дня Исполнительный совет может изменять порядок вопросов этой повестки дня, добавлять или исключать вопросы. Для добавления в утвержденную повестку дня или исключения из нее тех или иных вопросов требуется большинство в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов.

3. Обсуждение любого нового вопроса, включенного таким образом в повестку дня, откладывается по требованию любого члена Исполнительного совета не менее чем на два дня с момента его включения в повестку дня.

Статья 23

По указанию Исполнительного совета Председатель или Исполни-

тельный секретарь может консультироваться с государствами - членами Комиссии путем переписки до принятия решений по вопросам, имеющим существенное значение, и может устанавливать разумный срок для получения ответов.


VII - Комитеты, вспомогательные и другие органы

Статья 24

1. Ассамблея или Исполнительный совет определяет необходимость учреждения и полномочия первичных вспомогательных органов (комитетов, подкомитетов и региональных комитетов),а также одобряет учреждение, полномочия и устанавливает ориентировочный срок действия вторичных вспомогательных органов (групп экспертов и целевых групп). В исключительных случаях Ассамблея и Исполнительный совет могут определять потребность в учреждении и устанавливать полномочия групп экспертов. Ассамблея и Исполнительный совет учитывают необходимость широкого географического представительства и участия соответствующих экспертов в таких органах. На каждой из своих очередных сессий Ассамблея может вновь рассматривать полномочия и потребность в дальнейшем существовании каждого из этих органов и в случае необходимости вносить изменения или принимать соответствующие решения.

2. Первичные вспомогательные органы и органы, учреждаемые на исключительной основе, собираются на свои заседания во исполнение соответствующих решений Ассамблеи или Исполнительного совета.

Статья 25

1. Государства - члены Комиссии приглашаются принимать участие в работе первичных вспомогательных органов и сообщают Исполнительному секретарю фамилии своих представителей или выдвинутых кандидатур. Такая же процедура применяется в отношении органов, учреждаемых на исключительной основе. Состав вторичных вспомогательных органов определяется первичными вспомогательными органами в консультации с Исполнительным секретарем. Где это применимо, назначение представителей является непрерывным на срок, установленный в полномочиях вспомогательных органов. Исполнительный секретарь своевременно информируется также о любых изменениях в составе таких представителей.

2. Ассамблея или Исполнительный совет может учреждать вспомогательные органы совместно с другими организациями, как это предусмотрено пунктом 2 статьи 9 Устава. В этих случаях определяются полномочия, состав и ориентировочный срок, на который они учреждаются, и любой последующий пересмотр или изменения осуществляются в консультации с соответствующей(-ими) организацией(-ями). Без таких консультаций не принимается и не ожидается никаких решений, затрагивающих совместно созданные органы.

3. Председатель каждого вспомогательного органа, если он не назначается иным образом Ассамблеей или Исполнительным советом, или, в случае объединенного органа, когда согласованное решение о его назначении принимается другим путем, избирается соответствующим органом.

4. Ассамблея, Исполнительный совет или любой вспомогательный орган могут избирать докладчиков.

5. Комитеты, вспомогательные или другие органы, по возможности, осуществляют свою работу посредством переписки.


VIII - Представительство

Статья 26

1. Государства-члены, действуя в индивидуальном порядке, принимают во внимание научный и технический характер целей и функций Комиссии при выдвижении кандидатур в состав ее вспомогательных органов.

2. Когда это применимо, государства-члены выдвигают кандидатуры через официально обозначенные национальные координирующие органы, поддерживающие связь с Комиссией.


IX - Секретариат

Статья 27

Исполнительный секретарь руководит сотрудниками Секретариата, предоставляемыми в его распоряжение в соответствии со статьей 8 Устава Комиссии, а также другими сотрудниками, которые могут быть ему предоставлены в соответствии с действующими положениями, правилами и процедурами.

Статья 28

Исполнительный секретарь действует согласно указаниям Ассамблеи и Исполнительного совета, а также в соответствии с Уставом.

Статья 29

Исполнительный секретарь обеспечивает созыв и обслуживание всех сессий Ассамблеи, Исполнительного совета, первичных и вторичных вспомогательных органов Комиссии. Исполнительный секретарь обеспечивает также принятие соответствующих мер по созыву и обслуживанию вспомогательных органов, учреждаемых или созываемых Комиссией совместно с другими организациями. Исполнительный секретарь или его представитель выступает в качестве секретаря каждой сессии Ассамблеи, Исполнительного совета, а также вспомогательных органов Комиссии и участвует соответствующим образом в работе любого органа, учрежденного или созванного совместно.

Статья 30

Исполнительный секретарь или его представитель может выступать с устными, а также письменными заявлениями перед Ассамблеей, Исполнительным советом и любым вспомогательным органом по любому рассматриваемому вопросу.

Статья 31

Исполнительный секретарь обеспечивает выполнение решений Ассамблеи и Исполнительного совета и содержащихся в них соответствующих указаний, в частности:

(a) представляя от имени Комиссии Генеральному директору и руководящим органам ЮНЕСКО политические решения, принятые руководящими органами МОК;

(b) в соответствии со статусом функциональной автономии МОК в ЮНЕСКО передавая Генеральному директору резолюцию по программе и бюджету, принятую Ассамблеей МОК, и указывая соответствующие потребности в персонале;

(с) поддерживая от имени Комиссии связь по вопросам, представляющим взаимный интерес, с соответствующими секторами, отделами, подразделениями или секциями ЮНЕСКО, главным образом в связи с осуществлением программы работы МОК;

(d) поддерживая в своем качестве заместителя Генерального директора связь с администрацией ЮНЕСКО для обеспечения статуса МОК как автономного органа в ЮНЕСКО;

(e) извещая о решениях Ассамблеи и Исполнительного совета всех, к ого это касается;

(f) подготавливая и распространяя необходимые доклады и документы и обеспечивая требующуюся информацию о деятельности, потребностях, бюджете, расходах, финансовых и других средствах Комиссии;

(g) принимая меры по обеспечению необходимой координации различных мероприятий Комиссии;

(h) поддерживая рабочие отношения с государствами - членами Комиссии и с международными организациями и органами, связанными с деятельностью Комиссии;

(i) обеспечивая соответствующее представительство Комиссии на совещаниях других организаций и органов, работа которых представляет интерес для Комиссии;

(j) поддерживая связь с Председателем и, при необходимости, через Председателя с заместителями Председателя в отношении хода работы и достигнутых результатов.

Статья 32

Исполнительный секретарь или его представитель может участвовать в работе таких межсекретариатских органов, которые могут быть созданы в соответствии со статьей 11 Устава.


Х - Языки

Статья 33

1. Официальными языками Комиссии являются английский, испанский, русский и французский.

2. Английский, испанский, русский и французский языки являются рабочими языками для документации и устного перевода на сессиях Ассамблеи и Исполнительного совета Комиссии.

3. Документация, необходимая для работы любого вспомогательного органа, обеспечивается на соответствующих рабочих языках согласно потребностям государств - членов Комиссии, представленных на заседаниях таких органов, или отдельных экспертов, являющихся их членами.

4. Устный перевод, необходимый для проведения заседаний вспомогательных органов, обеспечивается на соответствующих рабочих языках согласно потребностям представителей государств членов Комиссии или отдельных экспертов, участвующих в таких заседаниях.

Статья 34

Любой оратор может выступать на любом языке помимо рабочих, используемых на данной сессии Ассамблеи, Исполнительного совета или какого-либо комитета, вспомогательного или другого органа, при условии, что выступающий обеспечивает устный перевод на тот или иной из указанных рабочих языков этой сессии.


XI - Открытые и закрытые заседания

Статья 35

Все заседания Ассамблеи или Исполнительного совета являются открытыми, за исключением случаев, когда Ассамблея или Исполнительный совет принимает иное решение.


XII - Участие без права голоса

Статья 36

1. Представители государств - членов Комиссии, не являющихся членами Исполнительного совета или вспомогательного органа, могут участвовать без права голоса в сессиях Исполнительного совета или вспомогательного органа.

2. Представители межправительственных организаций, не входящих в систему Организации Объединенных Наций, и неправительственных организаций, приглашенных в соответствии со статьей 53,могут участвовать без права голоса в сессиях Ассамблеи и соответствующих сессиях Исполнительного совета или любого вспомогательного органа, а также делать устные или письменные заявления по вопросам, относящимся к их компетенции.

3. Уходящий в отставку Председатель может по должности участвовать в качестве прежнего Председателя без права голоса в сессиях Исполнительного совета до выборов нового Председателя. В этих случаях прежний Председатель не представляет государство-члена ,гражданином/к ой которого он/она является. В ином случае он/она может участвовать в таких сессиях Исполнительного совета в качестве представителя своего государства-члена.


XIII - Порядок ведения заседаний

Статья 37

1. Простое большинство государств - членов Комиссии составляет кворум Ассамблеи.

2. Простое большинство членов Исполнительного совета и вспомогательных органов составляет их кворум.

Статья 38

1. Председатель открывает и закрывает каждую сессию, руководит прениями, следит за соблюдением настоящих Правил процедуры, предоставляет слово, ставит вопросы на голосование и оглашает решения. Он принимает решения по порядку ведения заседания и в соответствии с настоящими Правилами руководит ходом каждого заседания и следит за поддержанием на нем порядка.

2. Председатель стремится к достижению консенсуса.

Статья 39

Председатель предоставляет слово ораторам в том порядке, в каком они заявили о своем желании выступить.

Статья 40

В ходе обсуждения любого вопроса государство - член Комиссии, участвующее в работе Ассамблеи, или, в соответствующих случаях, член Исполнительного совета или вспомогательного органа может в любое время внести предложение по порядку ведения заседания, причем Председатель немедленно выносит решение по поводу этого предложения. Решение Председателя может быть опротестовано любым из указанных членов, но отменено может быть только большинством присутствующих и участвующих в голосовании членов. Выступая по вопросу о порядке ведения заседания, так ой член не может касаться существа обсуждаемого вопроса.

Статья 41

При условии соблюдения статьи 40 нижеуказанные предложения имеют приоритет в порядке их перечисления перед всеми другими рассматриваемыми на заседании предложениями:

(а) о перерыве заседания;

(b) об отсрочке заседания;

(с) об отсрочке прений по обсуждаемому вопросу;

(d) о прекращении прений по обсуждаемому вопросу.

Статья 42*

Проекты резолюций, которые должны быть рассмотрены Ассамблеей или Исполнительным советом, представляются в письменном виде Комитету по резолюциям. Принятые им проекты резолюций передаются Исполнительному секретарю, который обеспечивает их перевод на рабочие языки Комиссии. Предложения о поправках к таким проектам резолюций могут представляться в письменном или устном виде во время обсуждения.


XIV - Голосование

Статья 43

1. Если настоящими Правилами процедуры не предусмотрено иного или если Ассамблея не решает, что для принятия решения по какому-либо вопросу требуется большинство в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов, решения принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании членов.

2. Решения о том, требуется ли по какому-либо вопросу, особо не оговоренному настоящими Правилами процедуры, большинство в две трети присутствующих и участвующих в голосовании членов Ассамблеи или Исполнительного совета, принимаются простым большинством присутствующих и участвующих в голосовании членов.

Статья 44

Для целей настоящих Правил выражение "присутствующие и участвующие в голосовании члены" означает членов, голосующих "за" или "против". Члены, которые воздерживаются от голосования, рассматриваются как не участвующие в голосовании.

* При утверждении новых Правил процедуры участники 21-й сессии Ассамблеи предложили также подвергнуть статью 42 дальнейшему пересмотру; этот процесс осуществляется в настоящее время.

Статья 45

Голосование обычно производится поднятием руки, за исключением случаев, когда кто-либо из членов требует поименного голосования. При поименном голосовании голос "за" или "против" или воздержание от голосования каждого члена вносится в отчет заседания.

Статья 46

1. Если к какому-либо предложению вносится поправка, то сначала ставится на голосование эта поправка. Если к предложению вносятся две поправки или более, на голосование ставится в первую очередь та поправка, которая наиболее отличается по существу от первоначального предложения, затем поправка, следующая по степени отличия от него, и так далее, пока все поправки не будут поставлены на голосование. В случае принятия одной или нескольких поправок на голосование ставится измененное таким образом предложение. Если же поправки не принимаются, предложение ставится на голосование в его первоначальной форме.

2. Поправкой считается любое предложение, если оно добавляет что-либо к основному предложению, исключает что-либо из него или изменяет часть его.

Статья 47

Если по какому-либо предложению, за исключением выборов, голоса разделяются поровну, оно считается отклоненным.


XV - Доклады

Статья 48

1. Перед закрытием сессии Ассамблеи или Исполнительного совета Исполнительный секретарь представляет составленный на рабочих языках Комиссии проект краткого доклада о работе сессии, который должен быть утвержден. Если, однако, ту или иную часть такого проекта краткого доклада не удается утвердить на самой сессии, то она утверждается в кратчайший срок после закрытия сессии путем переписки.

2. Окончательный текст утвержденного краткого доклада сессии Ассамблеи или Исполнительного совета составляется Секретариатом на рабочих языках Комиссии с учетом всех полученных по проекту замечаний.

3. Каждый первичный вспомогательный или другой орган представляет по получении соответствующей просьбы руководящих органов МОК краткий, сжатый доклад о своей работе, проделанной после подготовки последнего такого доклада, содержащий следующие элементы: выборы должностных лиц; резолюции; финансовые последствия; список проектов рекомендаций; основные достижения и проблемы, возникшие в ходе межсессионного периода; список участников и необходимые приложения.

Статья 49

1. Исполнительный секретарь представляет каждой сессии Ассамблеи и Исполнительного совета доклад о работе, про деланной со времени предыдущей сессии.

2. Ассамблея представляет Генеральной конференции ЮНЕСКО краткий доклад о деятельности Комиссии и, по мере необходимости, другие доклады.


XVI - Представительство Комиссии

Статья 50

Любое лицо, призванное представлять Комиссию в каким-либо внешнем органе, выступает только в этом качестве, а не от имени своего государства.

Статья 51

1. Председатель или назначенный заместитель Председателя, или Исполнительный секретарь представляет Комиссию в любом межведомственном органе, который создается организациями системы Организации Объединенных Наций или другими организациями, упомянутыми в статье 2.2 Устава, и который полностью или частично занимается вопросами, касающимися оказания поддержки Комиссии и ее программы или ее ресурсов и деятельности, или же содействует осуществлению общих аспектов работы Комиссии и этих организаций.

2. Председатель или назначаемый заместитель Председателя докладывает Ассамблее или Исполнительному совету Комиссии о своем участии в работе таких органов.

3. Исполнительный секретарь Комиссии представляет Комиссию на совещаниях Организации Объединенных Наций или организаций системы Организации Объединенных Наций, а также на совещаниях, полностью или частично связанных с выполнением обязанностей, указанных в разделе IX настоящих Правил процедуры.


XVII - Отношения с международными организациями

Статья 52

1. Межправительственные организации, не входящие в систему Организации Объединенных Наций, и неправительственные организации перечисляемых ниже категорий, а также консультативные органы Комиссии могут быть приглашены Исполнительным секретарем, в соответствии с решениями Ассамблеи или Исполнительного совета, принять участие в работе Комиссии или, в соответствующих случаях, в сессиях Ассамблеи, Исполнительного совета или первичных и вторичных вспомогательных органов:

(а) межправительственные организации, работающие в области океанографии или занимающиеся вопросами морских наук, сотрудничество с которыми может способствовать развитию деятельности и достижению целей Комиссии и члены которых являются государствами - членами одной из организаций системы Организации Объединенных Наций;

(b) неправительственные организации, работающие в области океанографии или занимающиеся вопросами морских наук, сотрудничество с которыми может способствовать развитию деятельности и достижению целей Комиссии.

2. В соответствии с решениями Ассамблеи Исполнительный совет может уполномочивать Председателя или Исполнительного секретаря устанавливать от имени Комиссии эффективные рабочие отношения с организациями, отвечающими условиям пункта 1 настоящей статьи.


XVIII - Финансирование

Статья 53

1. Ассамблея или Исполнительный совет может принимать или отвергать любое предложение о любом добровольном взносе на Специальный счет Комиссии, расходование средств которого вкладчик ограничивает или предназначает для конкретных целей.

2. Ассигнования на программы Комиссии из добровольных взносов или из обычного бюджета выделяются Ассамблеей после принятия ею соответствующих решений.

3. Выделенные таким образом средства расходуются под контролем Исполнительного секретаря.


XIX - Рекомендации о поправках к Уставу

Статья 54

1. Любое государство - член Комиссии может направить Исполнительному секретарю предложение о внесении поправки в Устав не менее чем за восемь месяцев до сессии Ассамблеи, на которой предлагается рассмотреть этот вопрос. По получении любого такого предложения Исполнительный секретарь рассылает его всем государствам-членам и организациям, определенным в статье 2.2 Устава.

2. Исполнительный совет рассматривает любое представленное предложение и докладывает о нем Ассамблее, давая свою рекомендацию относительно принятия, отклонения или изменения этого предложения. Рекомендация Исполнительного совета рассылается не менее чем за три месяца до сессии Ассамблеи.

3. Для принятия рекомендации о поправке к Уставу требуется большинство всех государств - членов Комиссии.


ХХ - Правила процедуры: поправки и приостановление действия

Статья 55

Поправки в настоящие Правила могут вноситься только по решению Ассамблеи, принятому большинством всех государств - членов Комиссии, присутствующих и участвующих в голосовании.

Статья 56

Действие любой статьи настоящих Правил может быть приостановлено только по решению, принятому большинством всех государств - членов Комиссии, присутствующих и участвующих в голосовании.


ДОПОЛНЕНИЕ I

(к Правилам процедуры)

Порядок проведения выборов должностных лиц Комиссии и других членов Исполнительного совета

[Примечание: список "избирательных групп" приводится в Дополнении II к Правилам процедуры.

Устав: Устав Комиссии

Правила: Правила процедуры МОК]


1. Выдвижение кандидатур

Общие положения

1.1 В ходе каждой очередной сессии Ассамблея учреждает Комитет по кандидатурам (ст. 12/2 Правил).

1.2 В соответствии с положениями резолюции ЕС-I.11 [ Эту резолюцию следует заменить новой, включающей положения о новых обязанностях Председателя Комитета по кандидатурам - см. ст. 2.1 и 2.4 ниже] функция Комитета по кандидатурам заключается в принятии кандидатур, выдвигаемых для заполнения:

(i) должности Председателя и заместителей Председателя Комиссии;

(ii) мест в Исполнительном совете, а также в представлении всех таких кандидатур Ассамблее при обеспечении строгого соблюдения процедур, изложенных в нижеследующих пунктах.

1.3 Таким образом, для выполнения мандата Комитета по кандидатурам к нему должны поступать кандидатуры государств-членов, которые в соответствии со статьей 6/В5 Устава могут включать:

(i) кандидатуры отдельных лиц на должность Председателя (для этого используется форма, которая приводится ниже в Приложении I);

(ii) кандидатуры отдельных лиц на каждую из пяти должностей заместителей Председателя (для этого используется форма, которая приводится ниже в Приложении II);

(iii) кандидатуры государств-членов на оставшиеся 34 места членов

(ст. 7/А1 Устава) Исполнительного совета (для этого используется форма, которая приводится ниже в Приложении III).

1.4 Использование форм, приводимых ниже в качестве приложений I, II и III, для выдвижения кандидатур, соответственно, на должности Председателя и заместителей Председателя Комиссии, а также на остальные места в Исполнительном совете имеет обязательный характер для любых кандидатур, рассматриваемых Комитетом по кандидатурам.

1.5 В случае выдвижения кандидатур на должности Председателя или заместителя Председателя:

(i) каждый кандидат должен быть уполномочен действовать от имени того государства-члена, гражданином которого он является (как указано в стандартной форме);

(ii) выдвижение каждой кандидатуры должно сопровождаться заявлением кандидата о том, что он готов баллотироваться на ту должность, на которую он выдвигается, и выполнять обязанности, которые будут возложены на него в случае избрания (резолюция ЕС-I.11);

(iii) кандидатуры на должность Председателя представляются Исполнительному секретарю в письменном виде с использованием стандартной формы, которая приводится ниже в Приложении I. Каждый кандидат должен пользоваться надлежащей поддержкой, т .е. поддержкой со стороны двух других государств-членов (ст. 13/2 Правил);

(iv) кандидатуры на должность заместителя Председателя представляются секретарю в письменном виде с использованием стандартной формы, которая приводится ниже в Приложении II. Каждый кандидат должен пользоваться надлежащей поддержкой, т .е. поддержкой со стороны двух других государств-членов из той же избирательной группы, к которой относится государство-член, выдвигающее такую кандидатуру (ст. 13/4 Правил) (см. Дополнение II к Правилам процедуры).

1.6 В случае выдвижения кандидатур на другие места в Исполнительном совете предложения о таких кандидатурах представляются Исполнительному секретарю в письменном виде с использованием стандартной формы, приводимой ниже в Приложении III. Форма заполняется лицом, уполномоченным действовать от имени того государства-члена, гражданином которого оно является (как указано в стандартной форме).

1.7 Заявки считаются приемлемыми только в том случае, если они поступают в Секретариат Комиссии не менее чем за два полных рабочих дня до даты заседания, на котором будут проводиться выборы.

Особое положение

1.8 Страны, к которым относятся любые кандидаты, не избранные в качестве должностных лиц, автоматически включаются в список государств, являющихся кандидатами на выборах в Исполнительный совет, если только руководитель той или иной делегации не указывает, что он не желает, чтобы его страна рассматривалась в качестве кандидата на таких выборах. Таким образом, тем государствам-членам, которые представили кандидатуры на должность Председателя или заместителя Председателя, не нужно выдвигать свою кандидатуру для выборов членов Исполнительного совета.

2. Процедура выборов

Общие положения

2.1 В ходе заседания (заседаний),на котором проводятся выборы, функции председателя выполняет председатель Комитета по кандидатурам (далее именуется "Председатель").

2.2 Если при отсутствии возражений не принимается другое решение, то выборы проводятся тайным голосованием.

2.3 Для целей выборов большинство составляет целое число бюллетеней, непосредственно следующее за числом, составляющим половину использованных бюллетеней, за исключением незаполненных или недействительных бюллетеней. Бюллетень является недействительным, если в нем содержится больше фамилий (названий),чем число мест, подлежащих заполнению.

2.4 Председатель предоставляет Ассамблее информацию, о которой говорится в статье 18/4 Правил, а именно:

(i) обновленный список состава избирательных групп МОК, в случае необходимости;

(ii) обновленное распределение мест в Исполнительном совете среди избирательных групп, в случае необходимости.

Затем Председатель спрашивает присутствующих, нуждаются ли они в каких-либо разъяснениях относительно процедурных вопросов.

2.5 Выборы проводятся в следующем порядке: выборы Председателя, заместителей Председателя и членов Исполнительного совета.

2.6 Председатель объявляет название должности (должностей) для заполнения которых проводятся выборы, а именно:

(i) должности Председателя;

(ii) должностей пяти заместителей Председателя;

(iii) а также остальных членов Исполнительного совета.

2.7 Технический секретарь объявляет фамилии (названия) кандидатов, выдвижение которых на место (места), подлежащие заполнению в результате выборов, Комитет по кандидатурам сочтет соответствующим установленному порядку.

2.8 Если число кандидатов равно числу мест, подлежащих заполнению в результате выборов, а именно:

(i) только один кандидат в случае выборов на должность Председателя;

(ii) только по одному кандидату от каждой из пяти избирательных групп в случае выборов на должности заместителей Председателя; и

(iii) число кандидатов не превышает максимального числа мест в Исполнительном совете, остающихся для заполнения по избирательной группе, в случае выборов для заполнения других мест в Исполнительном совете (см. пункт 2.12 ниже), Председатель объявляет кандидата (кандидатов) или государства-члены избранными.

2.9 Если кандидатов больше, чем число должностей и мест, подлежащих заполнению, Председатель просит Секретариат распространить бюллетени.

2.10 Только в случае выборов должностных лиц Председатель предлагает, чтобы каждого кандидата представил один выступающий. Выбор таких выступающих производится главой делегации, выдвигающей соответствующую кандидатуру. В интересах экономии времени никакие другие выступления не допускаются ни со стороны тех, кто поддерживает выдвинутых кандидатов, ни со стороны самих кандидатов.

2.11 В случае выборов для заполнения остальных мест в Исполнительном совете Председатель объявляет максимальное число мест в Исполнительном совете, которые подлежат заполнению от каждой избирательной группы, при этом учитываются результаты выборов Председателя и заместителей Председателя.

2.12 Действительно, следует отметить, что после выборов должностных лиц шесть мест в Исполнительном совете оказываются заполненными:

(i) по одному месту для каждой из пяти избирательных групп государств-членов, гражданами которых являются пять заместителей Председателя;

(ii) одно дополнительное место для избирательной группы, в состав которой входит то государство-член, гражданином которой является Председатель. Таким образом,"максимальное число остающихся для заполнения мест в Исполнительном совете, которые распределяются среди избирательных групп", определяется в соответствии со статьей 18/2 Правил

(a) за вычетом 2 мест для избирательной группы, включающей государство-член, гражданином которого является Председатель; и

(b) за вычетом 1 места для каждой из четырех остальных избирательных групп.

2.13 Председатель затем объявляет о начале проведения выборов и голосовании.

2.14 Представитель каждого государства-члена,"присутствующего и участвующего в голосовании",ставит в бюллетенях отметку (Х) против кандидата (кандидатов) по своему выбору.

Никакие другие знаки в бюллетене не допускаются, иначе бюллетень объявляется недействительным. В частности, в бюллетене не должно указываться названия государства, участвующего в голосовании.

2.15 Для того чтобы бюллетень был признан действительным, он должен содержать указанную выше отметку, проставленную напротив:

(i) только одной указанной в нем фамилии в случае выборов Председателя;

(ii) только одной из фамилий по каждой избирательной группе в случае выборов заместителей Председателя; и

(iii) такого числа кандидатов, которое не превышает максимального числа мест в Исполнительном совете, остающихся для заполнения по избирательной группе, в случае выборов других членов Исполнительного совета (см. пункт 2.12 выше). При подсчете голосов Председатель принимает решение о действительности того или иного бюллетеня.

2.16 Урна для голосования вскрывается, демонстрируется Ассамблее таким образом, чтобы показать, что она пуста, затем закрывается и запирается на ключ, который передается Председателю.

2.17 Затем технический секретарь зачитывает полный список государств - членов Комиссии; при зачитывании названия каждого государства один из членов соответствующей делегации подходит к урне для голосования и опускает в нее один бюллетень. Названия государств-членов, не проголосовавших при первом зачитывании, произносятся вновь в конце зачитанного списка. По окончании этой процедуры технический секретарь объявляет число поданных бюллетеней.

2.18 В соответствии с решением 17-й сессии Исполнительного совета (документ IOC/EC-XVII/3,пункт 419),"подсчет голосов будет проводиться в отдельной комнате в присутствии членов счетной комиссии из числа представителей государств-членов и членов Секретариата". Таким образом, технический секретарь в сопровождении Председателя и небольшого числа счетчиков, назначенных Ассамблеей из числа делегатов, перенесут урну для голосования в отдельную, предназначенную для подсчета голосов комнату. Урна будет вскрыта и число бюллетеней подсчитано. Если число бюллетеней не соответствует числу поданных голосов, Председатель объявляет голосование недействительным и эта процедура повторяется.

2.19 Технический секретарь открывает каждый бюллетень и просит счетчиков зарегистрировать результаты голосования, включая число недействительных бюллетеней (в отношении которых в случае сомнения может потребоваться решение Председателя).

2.20 На пленарном заседании технический секретарь объявляет окончательные результаты голосования, включая:

(i) число поданных голосов;

(ii) число полученных недействительных бюллетеней;

(iii) число действительных поданных голосов;

(iv) большинство, необходимое каждому кандидату для того, чтобы быть избранным, а именно целое число, непосредственно следующее за числом, составляющем половину поданных голосов ( см. пункт 2.3 выше);

(v) результаты голосования, а именно, кто избран и/или требуется ли дополнительное голосование.

Выборы должностных лиц

2.21 Когда в результате выборов требуется заполнить только одно место и ни один из кандидатов в ходе первого тура голосования не получает требуемого большинства голосов, голосование проводится повторно и ограничивается двумя кандидатами, получившими наибольшее число голосов. Если при повторном голо совании голоса разделяются поровну, решение принимается путем жеребьевки.

Выборы Исполнительного совета

2.22 Если одновременно при одинаковых условиях требуется заполнить два и более мест, избранными считаются те кандидаты, получившие большинство голосов, за которых подано наибольшее число голосов в ходе первого голосования; при этом число таких кандидатов не должно превышать число мест, подлежащих заполнению. Если часть мест оказывается незаполненной, проводится дополнительное голосование для заполнения остающихся мест; при этом в голосовании участвуют кандидаты, получившие наибольшее число голосов в предыдущем туре, но их число не должно более чем в два раза превышать число мест, остающихся для заполнения. Если кандидаты на последнее место получают равное число голосов, выбор между ними определяется путем жеребьевки.

2.23 По завершении выборов главы делегаций государств-членов, избранных в Исполнительный совет, сообщают Исполнительному секретарю фамилии своих представителей, которые будут принимать участие в работе Исполнительного совета. (статья 7/2А Устава и статья 18/5 Правил).

Возражения

2.24 Возражения могут выдвигаться только в отношении "порядка проведения голосования" непосредственно после объявления результатов голосования.


ПРИЛОЖЕНИЕ I

Межправительственная океанографическая комиссия

Выборы председателя, проводимые один раз в два года

Название государства-члена:...............

Избирательная группа 1 ...............

Фамилия кандидата 2...............

Я заявляю, что готов участвовать в выборах на должность Председателя МОК и в случае избрания принимать активное участие в работе Комиссии.

Подпись кандидата:...............

Поддерживающее

Поддерживающее государство-член 1 государство-член 2

Государство - член МОК...............

Избирательная группа 1...............

Фамилия заглавными буквами 3...............

Должность ...............

Подпись ...............

Дата направления в Секретариат МОК:...............

Дата и время получения Секретариатом МОК...............


1 См. Дополнение II к Правилам процедуры.

2 Кандидат уполномочивается действовать от имени государства-члена, гражданином которого он является. Подписывая этот бланк, он заявляет о готовности данного государства-члена позволить ему выполнять обязанности, которые будут возложены на него в случае избрания.

3 Лицо, уполномоченное выступать от имени государства-члена, поддерживающего кандидата.



ПРИЛОЖЕНИЕ II

Межправительственная океанографическая комиссия

Выборы заместителей председателя, проводимые один раз в два года

Название государства-члена:...............

Избирательная группа 4 ...............

Фамилия кандидата 5...............

Я заявляю, что готов участвовать в выборах на должность заместителя Председателя МОК и в случае избрания принимать активное участие в работе Комиссии.

Подпись кандидата:...............

Поддерживающее

Поддерживающее государство-член 1 государство-член 2

Государство-член МОК ...............

Избирательная группа 4,6 ...............

Фамилия заглавными буквами 7...............

Должность ...............

Подпись ...............

Дата направления в Секретариат МОК:...............

Дата и время получения Секретариатом МОК...............


4 См. Дополнение II к Правилам процедуры.

5 Кандидат уполномочивается действовать от имени государства-члена, гражданином которого он является. Подписывая этот бланк, он заявляет о готовности данного государства-члена позволить ему выполнять обязанности, которые будут возложены на него в случае избрания.

6 Избирательная группа, к которой относятся поддерживающие государства-члены, должна быть избирательной группой государства-члена, выдвинувшего соответствующего кандидата.

7 Лицо, уполномоченное выступать от имени государства-члена, поддерживающего кандидата.



ПРИЛОЖЕНИЕ III

Межправительственная океанографическая комиссия

Выборы государств - членов Исполнительного совета, проводимые один раз в два года

Примечания:

(i) в состав Исполнительного совета могут избираться все государства-члены за исключением тех государств-членов, гражданами которых являются должностные лица Комиссии;

(ii) государства - члены Исполнительного совета могут переизбираться на последующий срок.

Название государства-члена: ...............

Избирательная группа 8: ...............

Я заявляю, что, в случае избрания, представителем будет назначено лицо, которое будет принимать активное участие в работе Комиссии.

Подпись лица, представившего предложение...............

Фамилия заглавными буквами 9 ...............

Должность ...............

Дата направления в Секретариат МОК:...............

Дата и время получения Секретариатом МОК...............


8 См. Дополнение II к Правилам процедуры.

9 Лицо, уполномоченное действовать от имени государства-члена, кандидатура которого выдвигается для избрания в Исполнительный совет.


ДОПОЛНЕНИЕ II

(к Правилам процедуры)

Распределение государств - членов МОК по группам для проведения выборов в Исполнительный совет

Состав пяти избирательных групп Комиссии (общее число: 129 государств-членов по состоянию на 1 мая 2001 г.) является следующим:

Группа I (24) Австрия, Бельгия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Соединенные Штаты Америки, Турция, Финляндия, Франция, Швейцария, Швеция

Группа II (11) Азербайджан, Албания, Болгария, Грузия, Польша, Российская Федерация, Румыния, Словения, Украина, Хорватия, Эстония

Группа III (26) Аргентина, Багамские Острова, Барбадос, Белиз, Бразилия, Венесуэла, Гаити, Гайана, Гватемала, Доминика, Доминиканская Республика, Колумбия, Коста-Рика, Куба, Мексика, Никарагуа, Панама, Перу, Сальвадор, Сент-Люсия, Суринам, Тринидад и Тобаго, Уругвай, Чили, Эквадор, Ямайка

Группа IV (24) Австралия, Афганистан, Бангладеш, Вьетнам, Индия, Индонезия, Иран (Исламская Республика), Китай, Корейская Народно-Демократическая Республика, Малайзия, Мальдивские Острова, Мьянма, Новая Зеландия, Пакистан, Республика Корея, Самоа, Сингапур, Соломоновы Острова, Таиланд, Тонга, Фиджи, Филиппины, Шри-Ланка, Япония

Группа V (44) Алжир, Ангола, Бенин, Габон, Гамбия, Гана, Гвинея, Гвинея-Бисау, Египет, Ирак, Иордания, Йемен, Кабо-Верде, Камерун, Катар, Кения, Коморские Острова, Конго, Кот-д'Ивуар, Кувейт, Ливан, Ливийская Арабская Джамахирия, Маврикий, Мавритания, Мадагаскар, Марокко, Мозамбик, Намибия, Нигерия, Объединенная Республика Танзания, Объединенные Арабские Эмираты, Оман, Саудовская Аравия, Сейшельские Острова, Сенегал, Сирийская Арабская Республика, Сомали, Судан, Сьерра-Леоне, Того, Тунис, Южная Африка, Эритрея, Эфиопия