Межправительственная океанографическая комиссия (МОК)

 Архив

37 сессия Исполнительного совета Межправительственной океанографической комиссии (МОК)

Основные итоги Решения

37-я сессия Исполсовета МОК состоялась с 23 по 29 июня 2004г. в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО. В работе Исполнительного совета приняли участие представители государств-членов и представители международных организаций-ВМО, ЮНЕП, МГО, МСНС, СКОР, МИО, ММО, МАГАТЭ.

В состав российской делегации входили: А.А.Комарицын (начальник ГУНиО МО РФ, руководитель делегации), А.В.Фролов (заместитель руководителя Росгидромета - в качестве заместителя председателя МОК), член-корреспондент РАН С.С.Лаппо (директор ИОРАН), А.Л.Колодкин (заместитель директора СоюзморНИИпроекта Минтранса России), В.Ф.Комчатов (директор ГОИН Росгидромета), В.А.Соколов (старший советник Постоянного представительства Российской Федерации при ЮНЕСКО), Ю.И.Войтенко (сотрудник Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, МИД России), С.С.Ходкин (Росгидромет), С.М.Шаповалов (ИОРАН).

Открывая эту сессию Исполсовета МОК Генеральный директор ЮНЕСКО обратил особое внимание членов Совета на важность активного участия МОК в осуществлении Плана мероприятий Саммита по устойчивому развитию ( Иоханнесбург, 2002г.) и 10-и летнего плана создания Глобальной системы наблюдений за Землей (2005-2014г.г.), инициированном на Первом Саммите по наблюдению за Землей (2003г.). МОК учредила медаль в честь Роджера Ревела (американского ученого-океанографа), которая начиная с этого года будет присуждаться за доклады на сессиях МОК в память Роджера Ревела.


1. Глобальная система систем наблюдений за планетой Земля.я. (Global Earth Observation System of Systems (GEOSS). (п.3.2)

Создание такой системы было инициировано на Совещаниях на высшем уровне по наблюдениям за Землей (Вашингтон, США, 30 июля-2 августа 2003г. и Токио, Япония, 25 апреля 2004г.). ГСНЗ должна обеспечить непрерывные и всеобъемлющие наблюдения земной поверхности, атмосферы, океана, погоды, климата, экосистем, природных бедствий и техногенных катастроф в целях повышения безопасности и благосостояния человека, эффективности защиты окружающей среды и достижения устойчивого развития. Межправительственная группа по наблюдениям за Землей ведет разработку десятилетнего плана по созданию ГСНЗ, который должен быть представлен на одобрение 3-его совещания на высшем уровне по наблюдениям за Землей 16 февраля 2005г. в Брюсселе, Бельгия. В состав группы входят представители 44 государств и 28 международных органов. Рассматривается также вопрос о будущем международном механизме по координации ГСНЗ. Следующие заседания Межправительственной группы по ГСНЗ состоятся в Брюсселе, 27-28 сентября 2004г. и Оттаве, 10-14 ноября 2004г.

Исполнительный совет принял Резолюцию по этому вопросу (Res. EC-XXXVII.2), в которой Исполсовет одобрил концепцию ГСНЗ, отметил необходимость одобрения и активного участи в этом процессе ООН и создания такой системы на основе существующих систем наблюдений. Исполсовет отметил также важность обеспечения полного и открытого обмена данными наблюдений, с учетом существующих международных систем, национальной политики и законодательства. Исполсовет поручил Исполнительному секретарю МОК продолжить активное участие в этом процессе в тесном сотрудничестве с другими организациями системы ООН и с учетом деятельности МОК по программам ГСНО, МООД, ИКАМ и Создание Потенциала. По завершении подготовки 10-летнего плана создания ГСНЗ Исполнительный секретарь МОК должен подготовить предложения о том как должны осуществляться программы МОК в рамках ГСНЗ. Исполсовет призвал страны-члены МОК установить контакты с национальными делегациями по ГСНЗ с целью представления в десятилетнем плане целей и задач наблюдательных программ МОК.


2. Целесообразность организации регулярного процесса оценки состояния морской среды (ГОСМС)(п.4.1.1.) (Regular Process for the Assessment of the State of the Marine Environment))

Рекомендация по созданию такой системы под эгидой ООН начиная с 2004г. была принята на Всемирном Саммите по устойчивому развитию (Иоханнесбург, 2002г.) и одобрена Генеральной Ассамблеей ООН. Этот вопрос обсуждался на 58-й (2003г.) и 59-й (2004г.) сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Поскольку не было достигнуто согласия о том, что должно включаться в такую оценку, как должна финансироваться эта деятельность, и о том, какой международный механизм необходим для организации такого процесса решено было отложить начало осуществления процесса. Группа экспертов по ГОСМС рекомендовала начать этот процесс с предварительной 2-х летней фазы. На 22-й сессии Ассамблеи МОК заявила о намерении играть активную и лидирующую роль в этом процессе. Исполсовет МОК вновь подтвердил намерение МОК играть лидирующую роль в этом процессе, принимая во внимание свои полномочия и возможности. Исполсовет отметил, что следует избегать создания новой бюрократической структуры для этого процесса. По мнению Исполсовета такой глобальный процесс целесообразно начать с обзора (оценки) уже проводимых оценок состояния морской среды, включая региональные оценки. Исполнительному секретарю МОК было поручено продолжить участие в подготовке этого процесса.


3. Координация исследований Южного океана

В 2000 году МОК распустила свой Региональный комитет по Южному океану, поскольку его деятельность дублировалась другими международными организациями, такими как СКАР и СКОР и рабочими органами МОК. На этой сессии было представлено предложение о создании Совместной СКАР-СКОР-МОК Координационной группы по междисциплинарным исследованиям Южного океана. Однако это предложение не было поддержано рядом стран, в частности из-за отсутствия четкой связи предложенной группы с Договором по Антарктике. В этой связи Исполсовет поручил Исполнительному секретарю продолжить работу по определению участия МОК в совместных работах по изучению Южного океана, принимая во внимание организацию Международного Полярного Года, а также потребность в организации долгосрочных наблюдений в Южном океане.


4. Участие МОК в Международном Полярном Годе (2007-2008г.г.)

Предложение о проведении в 2007-2008г.г. Международного полярного года было одобрено Исполнительным советом МСНС и 14-м Конгрессом ВМО. В конце 2004г. планируется создать Объединенный Организационный Комитет МСНС-ВМО по МПГ. МПГ рассматривается как международная программа интенсивных наблюдений и исследований полярных районов Земли в целях улучшения понимания полярных районов и их роли в планетарных процессах. Группа по планированию МПГ предложила сконцентрировать внимание МПГ на следующих трех темах: (1) выявлении новых границ познания, (2) понимании изменений на полюсах и (3) расшифровки полярных процессов. Исполнительный совет МОК согласился, что Комиссия должна принять участие в МПГ посредством (1) развития систем наблюдений ГСНО в полярных районах ( буи, уровенные наблюдения, океанографические съемки, включая измерения углерода и биологических параметров), (2) научных исследований в рамках программ ВПИК (КЛИВАР, КЛИК) и ГЛОБЕК, (3) создания объединенными усилиями МООД и ОКОММ механизма получения доступа к настоящим и историческим морским полярным данным, (4) создания всеобъемлющего массива данных для полярных районов и (5) конкретного участия стран-членов МОК в соответствующих экспериментах. Исполсовет МОК принял Резолюцию по МПГ (Res. EC-XXXVII.3). В соответствии с этой резолюцией Исполнительному секретарю МОК поручено информировать МСНС и ВМО о заинтересованности МОК участвовать в Объединенном организационном комитете, подготовить план участия МОК в научной деятельности по МПГ и обсудить с ко-спонсорами МПГ вопрос о создании группы экспертов по морским полярным исследованиям после 2008 года. Все эти предложения будут рассмотрены на 23-й сессии Ассамблеи МОК в 2005г.


5. Новая Объединенная группа экспертов по научным аспектам защиты морской среды (ГЕЗАМП)

ГЕЗАМП - спонсорами которой являются ММО (обеспечивает административный секретариат), ФАО, ЮНЕСКО\МОК, ВМО,ВОЗ, МАГАТЭ, ЮНЕП, ООН\ДОАЛОС, была создана в 1969 году в качестве межучрежденческого научного консультативного органа по вопросам морского загрязнения и защиты морской среды. В 2001 году организации-спонсоры группы провели оценку ее работы и пришли к заключению, что ГЕЗАМП должна продолжать свою работу в качестве объединенного источника независимого научного совета по проблемам защиты морской среды в системе ООН. Были подготовлены предложения о ее новой функции (Doc.IOC/INF-1196). На сессии Исполсовета было отмечено, что будущее ГЕЗАМП будет во много зависеть от той роли, которую будет играть эта группа в Глобальном процессе по оценке состояния морской среды. Исполсовет поддержал продолжение деятельности ГЕЗАМП и уточнение ее функций и поддержал новую концепцию ГЕЗАМП - как пула экспертов с гибким и широким составом экспертов. Исполсовет согласился, что , что как только будет определен процесс Глобальной оценки состояния морской среды, необходимо создать межсессионную рабочую группу для определения роли ГЕЗАМП в этом процессе. Основные результаты деятельности ГЕЗАМП отражены в документе IOC/INF-1197.


6. Международная координационная группа по системе предупреждения о цунами в Тихом океане.(МКГ-ИТСУ)

Исполсовет рассмотрел и одобрил отчет и рекомендации 19-й сессии МКГ по ИТСУ, которая состоялась в Веллингтоне, Новая Зеландия с 29 сентября по 2 октября 2003г. (Res. EC-XXXVII.4). Исполсовет поручил Исполнительному секретарю принять меры по укреплению секретариатской поддержки этой программы. МКГ разработала план работы на период 2004-2005г.г., в котором основное внимание уделяется поддержанию деятельности Международного информационного центра по цунами (Гавайи, США), созданию глобальной базы данных по цунами, созданию новой объединенной базы данных по цунами, деятельности новых рабочих групп по всеобъемлющей программе сокращения ущерба от цунами, по системе предупреждения о цунами в центрально-американском тихоокеанском районе и по системе предупреждения о цунами в районах юго-западной части Тихого океана и Индийского океана.


7. Доклад 9-й сессии Консультативной группы по картированию океана

Исполсовет отметил прогресс в реализации Генеральной батиметрической карты океанов (ГЕБКО) и региональных батиметрических карт, подготовка которых ведется совместно с МГО. В апреле 2003г. отмечалось столетие ГЕБКО. Особенно отмечено издание в 2003г.Международного геолого-геофизического атласа Тихого океана Главным управлением навигации и океанографии МО РФ. Исполсовет одобрил отчет 9-й сессии Консультативной группы (Монако, 10-12 апреля 2003г.) и рекомендацию группы по созданию совместно с МГО Международной батиметрической карты Южного океана. Исполсовет просил государства-члены развивать батиметрическое картирование при проведении научных исследований и создание геолого-геофизических накладных листов и сообщить Исполнительному секретарю МОК до 31 декабря 2004г. свои мнения о целесообразности создания Совместного МОК-МГО Совета по картированию океана (Res. EC-XXXVII.6).


8. Оперативные наблюдательные системы (п.4.4)

По этому пункту повестки дня Исполсовет рассмотрел предложения межсессионной рабочей группы по организационной структуре Глобальной системы наблюдений за океаном (ГСНО) (п.4.4.1), предложения о поддержке деятельности Отдела по проекту ГСНО и программы по развитию потенциала в интересах ГСНО (4.4.2), доклад о работе Объединенной ВМО-МОК Технической комиссии по океанографии и морской метеорологии (ОКОММ) (4.4.3), предложение по проекту изучения морского воздействия на сельскохозяйственные и прибрежные ресурсы (4.4.4) и последствия решений Конференции сторон Рамочной конвенции об изменении климата на развитие Глобальной системы наблюдений за климатом.(4.4.5)

По организационной структуре ГСНО Исполсовет принял Резолюцию (Res.EC-XXXVII.6), в которой были одобрены в принципе предложения рабочей группы по структуре ГСНО. Предложенная структура включает: Межправительственный комитет по ГСНО (МОК), Научно-руководящий комитет по ГСНО и Отдел (бюро) по проекту ГСНО. Исполсовет просил страны-члены представить до 31 декабря 2004г. замечания по предложенным в резолюции проектам положений об этих органах. Замечания и предложения стран будут представлены на 23-й сессии Ассамблеи МОК в 2005г.

После ухода Колина Саммерхейса (Англия) на пост Директора Бюро по проекту ГСНО назначен Кейт Алверсон (США). Исполнительный совет поручил Исполнительному секретарю изыскать дополнительные ресурсы для укрепления Бюро по ГСНО , которое обеспечивает координацию развития ГСНО и деятельности ОКОММ. Китай заявил о возможном прикомандировании к Бюро ГСНО китайского эксперта.

Реализация ГСНО осуществляется путем развития региональных объединений по программе. Уже создано 13 таких региональных объединений ГСНО, в которых участвует 185 институтов 88 стран. Европейский союз оказывает финансовую поддержку проекту по созданию сети глобальных объединений ГСНО.

Исполсовет рассмотрел деятельность ОКОММ, включая такие инициативы, как Международный полярный год, Глобальная система наблюдений за Землей, будущая информационная система ВМО и развитие программы ВМО и МОК по космическому дистанционному зондированию, разработка стратегии ОКОММ по управлению данными. Исполнительный совет отметил, что вклад стран в осуществление различных проектов ОКОММ должен осуществляться на региональном уровне. 2-я сессия ОКОММ состоится в сентябре 2005г. в Галифаксе, Канада.

Исполсовет был информирован о том, что 9-я Конференция Сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата рассмотрела доклад о развитии глобальных систем наблюдений за климатом. Несмотря на определенный прогресс, океанические системы наблюдений еще не в состоянии удовлетворить потребности Конвенции. Исполнительному секретарю МОК поручено через Бюро по ГСНО и Группу по океаническим наблюдениям за климатом усилить действия по развитию тех океанических наблюдательных систем, которые являются прямым вкладом в Глобальную систему наблюдений за климатом (ГСНК) и совместно с Секретариатом ГСНК принять участие в подготовке доклада для 22-й сессии Научно-технического консультативного совета Конвенции (июнь 2005г.).


9. Децентрализация деятельности МОК. (п.4.5.2, 4.5.3 и 4.5.4)

В связи с решениями 22-й сессии Ассамблеи МОК (2003г.) вице-председатель МОК Марио Руиво информировал МОК о ходе подготовки концептуального документа по формам осуществления программ МОК в регионах. Такая работа осуществляется на основе решений 56-й и 57-й сессий Генеральной Ассамблеи ООН (A/RES/56/12, A/RES/57/141), рекомендаций Всемирного саммита по устойчивому развитию по развитию регионального сотрудничества в области изучения и освоения океанов, а также политики ЮНЕСКО по децентрализации своей деятельности. Исполсовет решил создать межсессионную рабочую группу из представителей региональных органов МОК для подготовки концептуального документа и его представления 23-й сессии Ассамблеи МОК в 2005г. Исполсовет рассмотрел и одобрил разработанные рабочей группой проекты Меморандума понимания о создании региональных, программных и проектных бюро МОК (п.4.5.4), которые должны быть использованы как образец при переговорах с государствами-членами о создании таких бюро.


10. Деятельность Консультативной группы экспертов МОК по морскому праву (АБЕ-ЛОС) (п.4.6.1)

Исполсовет рассмотрел доклад и рекомендации 4-й сессии АБЕ-ЛОС (Афины, Греция, 4-7 Мая 2004г.). Группа обсудила следующие основные проблемы: 1. правовая основа в контексте АНКЛОС которая применима к сбору океанографических данных, (2) внутренние процедуры МОК, относящиеся к эффективному и соответствующему применению Статьи 247 АНКЛОС и 3. работа, ранее определенная Ассамблеей МОК по практике государств-членов относительно морских научных исследований и передачи морской технологии. Исполсовет одобрил устный доклад Председателя группы и принял Резолюцию (Res. EC-XXXVII.8), в которой просил Группу продолжить работу на основе принятых рекомендаций и представить 23-й сессии Ассамблеи МОК доклады по:

(1) - подходящей внутренней процедуре для эффективного и соответствующего применения Статьи 247 АНКЛОС,
(2) - практикам государств-членов, касающихся морских научных исследований и передачи морской технологии,
(3) - правовой основе в контексте АНКЛОС, которая применима для сбора океанографических данных.

Исполсовет поручил Исполнительному секретарю распространить и способствовать применению Критериев и Руководств по Передаче Морской Технологии среди государств-членов и международных организаций. Российская делегация призвала Группу АБЕ-ЛОС разработать правовую основу по защите оборудования (инструментов), используемого для сбора океанографических данных.


11. Создание потенциала (вопросы обучения и технической помощи)

По этому направлению деятельности МОК были рассмотрены следующие вопросы:

    1. Разработка документа по стратегии МОК в области создания потенциала. Исполсовет принял Резолюцию (Res.EC-XXXVII/9), в которой одобрил основные принципы предложенной стратегии ( Doc.IOC/EC-XXXVII/2 Annex 14) и поручил Исполнительному секретарю подготовить окончательный проект Стратегии для представления 23-й сессии Ассамблеи МОК в 2005г. Исполнительному секретарю было также поручено подготовить План реализации стратегии и провести для этого научный семинар специалистов в США в первом квартале 2005 году. В 2004г. в штат секретариат МОК был назначен специалист Д-р Ерлих Деса (Индия) для координации программ МОК по развитию потенциала и разработке и осуществлению стратегии МОК в этой области.

    2. Разработка Плана МОК по развитию потенциала в области дистанционного океанографического зондирования.

Исполсовет рассмотрел и одобрил (Res.EC-XXXVII.10) План по использованию развивающимися странами дистанционного зондирования в области океанографии (Doc. IOC/EC-XXXVII/2 Annex 15). Исполсовет отметил важность тесного сотрудничества в этой области с Комитетом по спутниковым наблюдениям за Землей (СЕОС), в частности про программам создания потенциала в рамках Глобальной оценки состояния морской среды, ГСНО-ОКОММ, ГСНО-МОКАРИБ, Глобальной системы наблюдений за Землей и учебным проектом МОК.ЮНЕСКО БИЛКО. Исполсовет призвал страны-члены по созданию национальных структур по развитию потенциала в области дистанционного зондирования. Российская делегация предложила создать на базе РГГМУ кафедру МОК\ЮНЕСКО по развитию потенциала в области дистанционного зондирования и моделирования.


12. Программа и бюджет МОК на период 2006-2007г.г. (Res.EC-XXXVII.11)

Исполсовет одобрил предложения по подготовке Проекта программы МОК на 2006-2007г.г., которые были изложены в документе IOC/EC-XXXVII/2 Annex 16 rev. Проект плана и программы МОК будет представлен 23-й сессии Ассамблеи МОК и в последующем на утверждение Генеральной Конференции ЮНЕСКО в 2005г.


13. Следующие сессии Исполсовета МОК

38-я сессия Исполсовета МОК состоится 20 июня 2005г.накануне 23-й сессии Ассамблеи МОК.

39-я сессия Исполсовета состоится в период 21-27 июня 2006г.