Межправительственная океанографическая комиссия (МОК)

 Архив

Основные итоги 39-й сессии Исполнительного совета Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО


С 21 по 28 июня 2005г. в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО состоялась 39-я сессия Исполнительного совета Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО. В настоящее время Членами МОК являются 136 государств.

В состав российской делегации входили: А.В.Фролов - руководитель делегации (заместитель руководителя Росгидромета-также в качестве заместителя председателя МОК ), П.А.Татаринов - заместитель руководителя делегации (начальник Отдела Федерального агентства по науке и инновациям), В.И.Сычев (начальник отдела РГГМУ), С.М.Шаповалов (Руководитель центра по координации океанических исследований, ИОРАН), С.М.Прямиков (начальник отдела ААНИИ), М.Д.Бубынин (директор центра РИНКЦЭ России), В.Ф.Комчатов (директор ГОИН Росгидромета), И.В.Соловьев (советник Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, МИД России), А.А.Акимов (атташе Правового управления МИД России),

В центре внимания прошедшей сессии Исполнительного совета были вопросы среднесрочной стратегии МОК на 2008-2013г.г., развитие международной системы предупреждения о цунами, участие МОК в Международном полярном годе, развитие потенциала в области морских наук и участие МОК в глобальной оценке состояния морской среды. Рассмотрение вопроса о назначении Исполнительного секретаря МОК, в связи с достижением им пенсионного возраста, решено отложить до 40-й сессии Исполнительного совета (июнь 2007г.) поскольку Генеральный директор ЮНЕСКО решил продлить полномочия П.Бернала до второй половины 2007г.

Среди важнейших итогов 39-й сессии Исполнительного совета МОК следует отметить следующие:

1. Проект Среднесрочной стратегии МОК на период 2008-2013гг. (п.4.1.2)

Главная задача Сессии состояла в разработке руководящих принципов по среднесрочной стратегии развития МОКа на период 2008-2013 годы в условиях возрастающих негативных глобальных проблем, связанных с изменением климата, загрязнением морской среды, уменьшением биоразнообразия и стихийными бедствиями. При сохраняющейся неопределенности в отношении будущего состояния океанов Исполнительный совет МОК определил свою миссию в удовлетворении растущей потребности общества в информации в следующих четырех областях: предупреждение и уменьшение воздействия стихийных бедствий; смягчение последствий воздействия климатических изменений; сохранение океанских экосистем; политика в области управления океанами и прибрежными зонами, обеспечивающая устойчивость окружающей среды и ресурсов океана. В целом работа Сессии проходила на фоне серьезной озабоченности стран-членов МОК за будущее всей программной деятельности Комиссии в связи с существенным сокращением на 20% бюджета МОК на 2006-2007 гг., повлекшим за собой снижение бюджетных ассигнований для целого ряда программ и проектов, в т.ч. представляющих особый интерес для России (картирование океанов, Международный полярный год, Совместная с ВМО комиссия по морской метеорологии и оперативной океанографии, Глобальная система наблюдений за океаном и др.).

В принятой резолюции по этому вопросу (Резолюция EC-XXXIX.1) "Проект среднесрочной стратегии МОК (2008-2013гг.) Исполнительный совет поручил Исполнительному секретарю МОК использовать принятый текст при подготовке предложений МОК для Среднесрочной стратегии ЮНЕСКО и предложил государствам-членам поддержать первостепенные задачи, изложенные в резолюции, при обсуждении проекта среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на 2008-2013гг. (34С/4) и проекта программы и бюджета ЮНЕСКО на 2008-2009гг.(34С/5) на 175 и 176 сессиях Исполнительного совета ЮНЕСКО и на 34-й сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО.


2. Регулярный процесс глобального освещения и оценки состояния морской среды (п.4.1.1)

Одним из актуальных для МОК является решение ООН об организации регулярной оценки состояния морской среды под эгидой ООН (ГОСМОС) на основе рекомендаций Всемирного Саммита по устойчивому развитию (Иоханнесбург, 2002г.). В 2005 году Генеральная Ассамблея ООН на своей 60-й сессии приняла решение провести в течение 2-х лет начальный этап Регулярного процесса - "оценку оценок", который предусматривает сбор и анализ информации об уже выполненных или выполняемых оценках состояния морской среды с целью выявления пробелов и неопределенностей в научных знаниях и практике проведения таких оценок. Для проведения этого этапа ГА ООН решила создать Специальную руководящую группу, в состав которой войдут представители стран, отобранные Председателем ГА ООН, и представители ЮНЕП, ЮНЕСКО/МОК, ФАО, ИМО и ВМО. ЮНЕП и МОК/ЮНЕСКО предложено совместно выполнять роль ведущих учреждений в этом процессе и подготовить предложения по составу соответствующей группы экспертов. Проведение первого этапа будет осуществляться на основе добровольных взносов и ресурсов участвующих организаций. На первом заседании Специальной руководящей группы в Нью - Йорке в июне 2006г. был рассмотрен план работы и бюджета. США и Бельгия уже заявили о частичной финансовой поддержки этой деятельности.

Исполнительный совет МОК поддержал работу и участие МОК совместно с ЮНЕП в первом этапе Регулярного процесса, с активным вовлечением научных и наблюдательных программ МОК, как основы применении экосистемного подхода к управлению океаном и его ресурсами.


3. Участие МОК в проведении Международного полярного года (2007-2008гг.) (п.4.1.3)

На сессии был рассмотрен доклад директора Бюро по программе Международного полярного года, спонсорскую поддержку которого обеспечивают МСНС и ВМО. МОК участвует в работе Объединенного комитета по планированию МПГ. К участию в МПГ привлечена Совместная техническая комиссия ВМО/МОК по океанографии и морской метеорологии. Из более чем 1000 первичных заявок от заинтересованных сторон было утверждено около 200 проектов для выполнения в рамках МПГ. Из них более 60 связаны с океаном. Многие государства-члены МОК выразили большую поддержку МПГ и информировали Исполнительный совет о содействии в осуществлении проектов МПГ. Более 60 стран планируют участвовать в МПГ, которое потребует более 2.5 млрд. долларов на исследования, не включая затраты на организационные мероприятия. Ожидается, что в мероприятиях МПГ примут участие более 50 тысяч человек. Канада уже выделила на подготовку и проведение МПГ около 120 млн. долларов, Норвегия около 60 млн.долларов, сделав акцент на сотрудничество с Россией в евроарктическом регионе, Великобритания - около 75 млн. долларов, включая поддержку Международного бюро по программе МПГ в Кембридже. Значительная активность отмечается в развитии программы МПГ в Южном полушарии. Бразилия выделила 35 млн. долларов. Чили и Аргентина подтвердили участие в МПГ, в том числе проектов, предлагаемых Россией. Активную позицию в отношении участия в МПГ, включая обеспечение финансирования, заняли Китай и Япония.

На сессии Российская делегация отметила, что роль МОК в подготовке МПГ, в отличие от ВМО и МСНС, все еще недостаточно активна и предложила Исполнительному секретарю МОК создать программу по координации и объединению усилий стран-членов МОК в МПГ. При этом особую значимость для успешной реализации программы МПГ представляет потенциал, накопленный в рамках программы Глобальной системы наблюдений за океаном.

Исполнительный совет МОК вновь поддержал деятельность МОК, связанную с организацией и проведением МПГ, приняв к сведению оговорку представителя Российской Федерации в отношении отсутствия плана МОК для МПГ. Совет обратился к странам предоставить средства, необходимые для осуществления океанографических проектов в рамках МПГ.


4.Глобальная система систем наблюдения Земли (ГЕОСС) (п.4.1.4)

Исполнительный совет рассмотрел ход реализации 10-и летнего Плана осуществления ГЕОСС и, в частности плана работы на 2006г. Координация развития ГЕОСС осуществляется Группой по наблюдению Земли (ГЕО) и Секретариатом ГЕО, созданном в 2005г. в Женеве. МОК признана ведущим учреждением в отношении одного из первых результатов работы Группы по наблюдению Земли (ГЕО) - создание системы предупреждения о цунами и смягчения их последствий, а также выполняет функцию "океанографического представителя" в ГЕО. Важным направлением ГЕОСС является развитие систем предупреждения о таких стихийных бедствиях, как цунами, ураганы, наводнения, землетрясения, извержения вулканов и др. Развитие ГЕОСС будет опираться на уже существующие или создаваемые глобальные системы за Землей, в частности, Глобальной системой наблюдений за океаном ГСНО, создаваемой МОК совместно с ВМО и ЮНЕП. В этой связи был отмечен прогресс в развитии постоянной системы дрейфующих океанографических буев "Арго", число которых к настоящему времени превысило 2500, а также Глобальной системы наблюдений за уровнем моря (ГЛОСС). Секретариат ГЕО создан в 2005г. в Женеве.

Исполнительный совет подчеркнул важность партнерства МОК с ГЕО в частности по таким направлениям как ГСНО, и цунами, а также в рамках деятельности СКОММ. Исполнительный совет также отметил, что в будущем в контексте ГЕОСС необходимо разработать систему информации и данных о морской среде в режиме реального времени под эгидой ГСНО с учетом развития Информационной системы ВМО и национальной деятельности в этой области.


5. Научные программы МОК

Исполнительный совет рассмотрел предложения Консультативной группы экспертов по будущей деятельности МОК в области наук об океане, участие МОК во Всемирной программе исследования климата и в проекте "Перепись морской жизни".

Исполнительный совет рассмотрел доклад Консультативной группы экспертов Секции наук об океане (п.4.2.2)(созданной на основе решений 22-й и 23-й сессий Ассамблеи МОК) по анализу настоящей и будущей деятельности МОК в области наук об океане. Консультативная группа пришла к выводу о необходимости пересмотра научной программы Комиссии в целях более конкретного изложения их целей и более четкого соответствия программ мандату МОК и потребностям государств-членов. Из существующих программ Группа рекомендовала усилить участие МОК во ВПИК.

МОК является ко-спонсором Всемирной программы исследования климата (ВПИК) (п.4.2.3) совместно с ВМО и МСНС. Комиссия явилась лидером в реализации крупнейшего в истории океанографии международного научного эксперимента по изучению циркуляции Мирового океана. Такие центральные проекты ВПИК как "Изменчивость и прогнозируемость климата" (КЛИВАР), "Климат и криосфера" (КЛИК) и "Взаимодействие верхних слоев океана и нижней атмосферы" (СОЛАС) включают улучшение понимания роли океанов в изменениях и изменчивости климата и его прогнозировании. ВПИК тесно связана с такими программами как ГСНО, ОКОММ и МООД. Спонсорство программой ВПИК требует от МОК оказания финансовой поддержки ВПИК на уровне не менее 125000 долларов в год. Поскольку обычный бюджет МОК очень ограничен Исполнительный совет настоятельно призвал государства-члены вносить взносы в Специальный целевой фонд МОК для ВПИК.

В отношении будущей научной деятельности МОК Консультативная группа рекомендовала включить несколько новых аспектов и/или повысить приоритетность текущих мероприятий в таких областях как: влияние изменений и изменчивости климата на морскую среду и ее живые ресурсы и экосистемы; исследования прибрежной зоны (климатические последствия, антропогенное воздействие, комплексное управление, стихийные бедствия и моделирование и прогнозирование состояния прибрежной среды); научные аспекты оценки состояния морской среды как основы для программы ООН по Глобальной оценке состояния морской среды. Доклад Группы будет распространен государствам-членам для замечаний и последующего рассмотрения предложений на 24-й сессии Ассамблеи МОК в 2007 году.

Проект "Перепись морской жизни" (ПМЖ) (4.2.1)осуществляется с 2000 года в рамках консорциума по океанографическим исследованиям и образованию с целью оценки и объяснения разнообразия, распределения и изобилия морской жизни в океане, а также их изменения во времени. Проект рассчитан на период до 2010 года. 23-я сессия Ассамблеи МОК (2005г.) поддержала предложение об установлении связей МОК с этим проектом. Проект включает такие инициативы, как "История популяций морских животных" (ИПМЖ), "Экспедиционные проекты по изучению мира океана", "Будущее популяций морских животных" (БПМЖ), "Океаническая биогеографическая информационная система". Исполнительный совет поддержал дальнейшее развитие сотрудничества МОК с проектом "Перепись морской жизни", в частности в рамках деятельности МОК по Международному обмену океанографическими данными и информацией и Глобальной системы наблюдений за океаном.


6. Деятельность МОК в области океанографических наблюдений и служб.

Исполнительный совет рассмотрел деятельность МОК, связанную с цунами, деятельность Совместной технической комиссии ВМО-МОК по океанографии и морской метеорологии (СКОММ), ход реализации программ по Глобальной системе наблюдений за океаном (ГСНО) и управлению океанографическими данными и информацией (МООД).

Деятельность, связанная с цунами (п.4.7), была в центре внимания этой сессии Исполнительного совета, по которой было принято 3 резолюции. В соответствии с решениями 23-й сессии Ассамблеи МОК в межсессионный период было проведено ряд совещаний по развитию систем предупреждения о цунами в Тихом и Индийском океанах, Северо-Восточной Атлантике. Средиземном и прилегающих морях, в районах Карибского бассейна и прилегающих регионов, а также заседание Специальной рабочей группы по созданию основы для глобальной системы раннего предупреждения о цунами и других опасных явлениях, связанных с океаном.

По итогам 20-й сессии Международной координационной группы по Системе предупреждения о цунами в Тихом океане (Вильям-дель-Мар, Чили, октябрь 2005г.) и 21-й сессии этой группы (Мельбурн, Австралия, май 2006г.) (в которых участвовали российские представители), Исполнительный совет принял решение о повышении статуса этой группы, переименовав ее в Межправительственную координационную группу по Системе предупреждения о цунами и смягчения их последствий в Тихом океане (СПЦТО) с новыми, расширенными полномочиями. Исполнительный совет принял также предложение США об учреждении в качестве программного бюро МОК Международного центра информации о цунами (Гонолулу, США). Исполнительный совет одобрил доклады, резолюции и рекомендации 20-й и 21-й сессий МКГ/СПЦТО и призвал страны предоставить финансовую и техническую помощь для обеспечения работы МКГ/СПЦТО. (Резолюция EC-XXXIX.8 "Межправительственная координационная группа по Системе предупреждения о цунами и смягчения их последствий в Тихом океане" и Резолюция EC-XXXIX.9 "Последующая деятельность по итогам 20-й и 21-й сессий Межправительственной координационной группы по Системе раннего предупреждения о цунами и смягчения их последствий в Тихом океане".)

Исполнительный совет рассмотрел ход работ по созданию Системы предупреждения о цунами и смягчения их последствий в Индийском океане (СПЦИО), по итогам первой (Перт, Австралия, август 2005г.) и второй сессий (Хайдарабад, Индия, декабрь 2005г.) Межправительственной координационной группы МОК по СПЦИО, созданной по решению 23-й сессии Ассамблеи МОК. Франция, Канада, Германия, Австралия и Индия оказывают поддержку в развитии СПЦИО. Исполнительный совет одобрил доклады этих совещаний.

Исполнительный совет рассмотрел ход работ по созданию системы раннего предупреждения о цунами и смягчения их последствий в Северо-Восточной Атлантике, Средиземном и прилегающих морях (СПЦСВАСМ) по итогам первой и второй сессий Межправительственной координационной. группы МОК по СПЦСВА (Рим, Италия, ноябрь 2005г., Ницца, Франция, май 2006г.) созданной по решению 23-й сессии Ассамблеи МОК. Франция, Германия, Норвегия, Великобритания, Греция и Португалия. Было отмечено, что Европейская комиссия рассматривает проект создания Европейской системы мониторинга и предупреждения о цунами, охватывающей прилегающие воды Атлантического океана, Средиземное и прилегающие моря.. Исполнительный совет призвал государства-члены МОК поддержать создание такой системы в Европе.

Исполнительный совет рассмотрел план действий по созданию Системы предупреждения о цунами и опасности других бедствий в прибрежных районах Карибского моря и прилегающих регионов (КАРИБ-СРП) по итогам первой сессии Межправительственной координационной группы МОК по КАРИБ-СРП ( (Бриджтаун, Барбадос, январь 2006г.), созданной по решению 23-й сессии ассамблеи МОК, а также 9-й сессии МОКАРИБ (Картахена, Колумбия, апрель 2006г.). США, Венесуэла и Колумбия заявили о поддержке развития этой системы. Исполнительный совет одобрил План действий МКГ/КАРИБ-СРП).

По итогам первого совещания Специальной рабочей группы по созданию основы для глобальной системы раннего предупреждения о цунами и других опасных явлениях, связанных с океаном, созданной по решению 23-й сессии Ассамблеи МОК, Исполнительный совет просила представить окончательный доклад по разработке рамочного документа для создания глобальной системы 24-й сессии Ассамблеи МОК. Российская делегация рекомендовала подготовить полный список опасных природных явлений в прибрежной зоне и указала на необходимость тесного сотрудничества с ВМО по вопросам составления прогнозов.

Исполнительный совет рассмотрел заключительный доклад и рекомендации второй сессии СКОММ (п.4.3.1)(15-25 сентября 2005г.,Галифакс, Канада) и принял Резолюцию "Вторая сессия Совместной технической комиссии МОК-ВМО по океанографии и морской метеорологии (СКОММ-II)" (Резолюция EC-XXXIX.2 ). В отношении рекомендаций СКОММ Исполнительный совет постановил по ним принять определенные меры и в частности в отношении участия МОК совместно с ВМО в подготовке и публикации Руководства по прогнозированию штормовых нагонов, поддержки деятельности по подготовке продуктов и услуг в области оперативной океанографии; поддержки плана СКОММ по закупкам и поставкам расходуемых материалов для наблюдений с судов, поддержки Международного центра СКОММ по морским наблюдательным платформам (СКОММОПС) и Бюро по проектам МОК по МООД, подготовки стратегии управления данными СКОММ, применении руководящих принципов составления карт морского льда, создания морских систем предупреждения об опасных явлениях, включая цунами, вклада СКОММ в реализацию 10-летнего плана осуществления ГЕОСС. Приоритеты последующей деятельности СКОММ включают: развитие океанографической продукции и служб и переход к оперативной океанографии, развитие морских систем предупреждения об опасных явлениях, развитие оперативной системы наблюдений за океаном (на основе буев Арго и спутников), развитие ГСНО и его прибрежного модуля , привлечение морского частного сектора в реализации планов СКОММ по оперативной океанографии и океанографическому обслуживанию, интеграцию деятельности СКОММ с МООД в области океанографических данных и информации.

Исполнительный совет рассмотрел ход выполнения программы по Глобальной системе наблюдений за океаном (ГСНО) (п.4.3.2), и в частности климатического компонента ГСНО, который является океаническим компонентом Глобальной системы наблюдений за климатом (ГСНК), и создание Региональных альянсов ГСНО (РАГ), которые играют главную роль в осуществлении прибрежного компонента ГСНО. Ряд стран (прежде всего США) заявили о своей заинтересованности в создании регионального альянса ГСНО для Арктики. Однако делегации России и других стран заявили, что такой альянс должен функционировать под эгидой существующих региональных органов МОК. Исполнительный совет отметил, что на 8-й сессии Межправительственного комитета МОК-ВМО по ГСНО (М-ГСНО), которая состоится в Париже перед 24-й сессией Ассамблеи МОК в июне 2007 года будет положено началу процесса обеспечения устойчивого характера системы наблюдений за океаном. Исполнительный совет призвал страны направить делегации на 8-ую сессию Комитета по ГСНО (М-ГСНО), являющегося главным руководящим органом программы ГСНО и предложил обсудить на этой сессии М-ГСНО предложение о создании Совместной группы ГСНО-ГСНС по комплексным прибрежным наблюдениям (Глобальной системой наблюдений за сушей).

Исполнительный совет рассмотрел ход разработки Стратегического плана МОК по управлению океанографическими данными и информацией. (п.4.3.3) В основе новой стратегии заложена следующая концепция: "Создание всеобъемлющей и комплексной системы океанических данных и информации, обслуживающей широкие и разнообразные потребности государств-членов МОК и используемой как в практических, так и в научных целях". Новая стратегия охватывает все дисциплины в сфере деятельности МОК и не предусматривает изначального разделения функций в зависимости от сроков предоставления данных. В существующей международной системе обмена океанографическими данными и информацией хорошо организована глобальная архивация отдельных потоков данных, но в ней слабо развит механизм предоставления данных исследователям, специалистам по моделированию и другим потребителям. Это привело к появлению концепции "автоматических распределителей океанографических данных" - системе, способной обеспечить связь центров сбора данных с пользователями данных во всем мире независимо от их местоположения. Такая всеобъемлющая система данных для МООД будет создана к 2009 году и она будет удовлетворять потребности СКОММ и Информационной системы ВМО.

Исполнительный совет поддержал концептуальную разработку глобальной системы данных и "автоматических распределителей данных", которые позволят облегчить глобальный доступ к широкому спектру данных о морской среде. Исполнительный совет рекомендовал Комитету МОК по международному обмену океанографическими данными и информацией (МООД) при дальнейшей разработке стратегии учесть развитие Информационной системы ВМО, согласованность стратегии МОК/МООД и СКОММ в области управления данными и Принципы и стратегию МОК по созданию потенциала. Учитывая сокращение финансовых средств для МООД, Исполнительный совет предложил новые подходы к финансированию МООД. Проект доклада по стратегии будет представлен на 19-й сессии Комитета МООД и 24-й сессии Ассамблеи МОК в 2007г.


7. Деятельность МОК в области создания потенциала, обучения и подготовки специалистов в области морских наук. (п.4.4)

Исполнительный совет рассмотрел ход осуществления стратегии МОК в области создания потенциала для морских научных исследований и оперативной океанографии. Эта стратегия предусматривает оценку существующего потенциала, привлечение новых источников финансирования, проведение семинаров по новым методам управления и развитию региональных проектов и согласованность действий с другими программами МОК. На основании этой стратегии была создана Консультативная группа по созданию потенциала. Ряд стран (Швеция, Италия, Франция, США, Япония) предоставили финансовые средства и поддержку для проведения мероприятий МОК в этой области. Индия предложила провести у себя курсы подготовки кадров в области оперативной океанография. Франция и Россия заявили о предоставлении мест на научно-исследовательских судах для подготовки молодых ученых. Бельгия оказывает поддержку деятельности МОК в области МООД. Южно Африканская Республика успешно сотрудничает с Бразилией и Индией по созданию потенциала в области морских наук.

Исполнительный совет отметил важное значение руководящих принципов передачи морской технологии, подготовленных Консультативной группой экспертов МОК по морскому праву (АБЕ-ЛОС) для активизации развития потенциала, причем это относится к "мягким" технологиям, таким как средства управления и моделирования. Исполнительный совет призвал страны прикомандировать экспертов в Секретариат МОК по созданию потенциала, предоставить средства для проведения региональных учебных семинаров и назначить национальный контакт по вопросам создания потенциала.

Сессия приняла резолюцию "Роль кафедр ЮНЕСКО/МОК в инициативах по созданию потенциала" ( Резолюция EC-XXXIX.3 ) в которой отмечена важная роль кафедр ЮНЕСКО/МОК и деятельности в рамках Программы подготовки специалистов посредством исследований (ППИ) в укреплении потенциала и подготовки кадров в области океанографии. Исполнительный совет принял решение о содействии созданию дополнительных кафедр под эгидой программы кафедр ЮНЕСКО по вопросам, касающимся деятельности МОК и призвал Исполнительного секретаря оказывать содействие взаимодействию кафедр с органами и программами МОК.


8. Конвенция ООН по морскому праву. (п.4.6.1)

Исполнительный совет рассмотрел итоги 6-й сессии Консультативной группы экспертов МОК по морскому праву (АБЕ-ЛОС VI) (Малага, Испания, 3-7 апреля 2006г. В совещании приняли участие представители 42 стран. Россия не была представлена на этом заседании АБЕ-ЛОС. На заседании АБЕ-ЛОС были рассмотрены правовые рамки МОК для сбора океанографических данных, вопросы морского права, связанные с морскими научными исследованиями, распространение "Критериев и руководящих принципов передачи морской технологии", создание реестра экспертов по морским научным исследованиям и передаче морской технологии и создание веб-сайта МОК/АБЕ-ЛОС. Председатель группы Эли Жармаш подчеркнул, что Консультативная группа намерена разрабатывать не обязывающие акты, а практические решения тех проблем, которые возникают в рамках деятельности МОК.

При рассмотрении вопроса о работе шестой сессии Консультативной группы экспертов МОКа по морскому праву, прошедшей в Малаге в апреле 2006 г., На сессии развернулась дискуссия по вопросу о правовых рамках МОК для сбора океанографических данных в контексте Конвенции ООН по морскому праву. Ряд стран (Великобритания, США) высказали мнение, то процедура применения МОК норм права в соответствие с Конвенцией (статьи 247 ЮНКЛОС) не должна использоваться в отношении буев АРГО (океанографические "ныряющие" буи), поскольку рутинный сбор данных буями АРГО должен рассматриваться не в качестве морских научных исследований, а как оперативная деятельность, которая должна регулироваться Конвенцией ООН по морскому праву аналогично тому, как это имеет место в отношении метеорологических данных. Однако, некоторые страны (Аргентина, Япония) отметили, что сбор океанографических данных по их национальному законодательству относится к морским научным исследованиям. Исполнительный секретарь МОК обратил внимание Совета на то, что МОК не занимается толкованием ЮНКЛОС, а при посредстве АБЕ-ЛОС содействует выполнению тех частей этой Конвенции, которые относятся к сферам компетенции Комиссии. Тем не менее Исполнительный совет призвал АБЕ-ЛОС продолжить работу над "Правовыми рамками МОК для сбора океанографических данных в контексте ЮНКЛОС".

По итогам обсуждения этого вопроса Исполнительный совет принял резолюцию " Шестое совещание Консультативной группы экспертов МОК по морскому праву" ( Резолюция EC-XXXIX.7 ), в которой он принял доклад и рекомендации этого совещания АБЕ-ЛОС, поручил исполнительному Секретарю МОК изыскать возможность осуществления "Процедуры применения МОК статьи 247 ЮНКЛОС" в отношении соответствующих научных программ и систем, для которых МОК выступает в качестве координатора или спонсора и просил подгруппу по правовым рамкам МОК в контексте ЮНКЛОС, применимым для сбора океанографических данных, продолжить свою работу на основе замечаний и соображений, в тесном сотрудничестве с ООН и на основе консультаций с М-ГСНО.

Исполнительный совет принял приглашение Габона провести в этой стране 7-ю сессию АБЕ-ЛОС.


9. Региональная деятельность МОК. (п.4.5)

Исполнительный совет рассмотрел и одобрил итоговые документы 6-й сессии регионального комитета МОК для западной части Индийского океана (Мапуту, Мозамбик, ноябрь 2005г.), (Резолюция EC-XXXIX.6 ), 9-й сессии Подкомиссии МОК для Карибского бассейна и прилегающих районов (МОКАРИБ) (Картахена, Колумбия, апрель 2006г)(Резолюция EC-XXXIX.5) и 4-й сессии Регионального комитета МОК для центральной части Индийского океана (ИОСИНДИО) (Коломбо, Шри-Ланка, декабрь 2005г.) (Резолюция EC-XXXIX.4)


10. Программа и бюджет МОК на 2008-2009гг. (п.5.1)

Исполнительный совет рассмотрел ход выполнения программы и бюджета МОК за 2004-2005гг, 2006-2007гг., а также поход к подготовке проекта программы и бюджета МОК на 2008-2009гг. Было отмечено, что в результате расширения обязанностей МОК объем имеющихся в распоряжении МОК ресурсов будет ниже уровня, необходимого для обеспечения работы Комиссии, несмотря на мобилизацию значительных внебюджетных средств. Исполнительному секретарю было поручено обеспечить оказание необходимой финансовой поддержки Бюро МООД в Остенде и вклад МОК в ВПИК. Исполсовет поручил Исполнительному секретарю разработать систему параметров оценки эффективности программной деятельности МОК и рекомендовал сосредоточить бюджет на 2008-2009гг. на стратегических программных областях, определенных в Резолюции EC-XXXIX.1 "Среднесрочная стратегия МОК на 2008-2013гг.". на основе трех главных направлений деятельности:

  1.  Наука о климате и изменении климата и о комплексном управлении океаном и прибрежной зоной, включая опасность стихийных бедствий.
  2.  Координация деятельности в области океанических наблюдений, управления данными и океанических служб.
  3.  Создание потенциала, передача технологии и совершенствование механизмов управления океанами на региональном и глобальном уровнях.

Исполнительный совет принял Резолюцию EC-XXXIX.10 "Основные направления действий по подготовке Программы и бюджета МОК на 2008-2009гг.". в которой призвал государства-члены МОК оказать всемерную поддержку предложениям по программе и бюджету МОК при рассмотрении проекта документа 34 С/% Исполнительным советом и Генеральной конференцией ЮНЕСКО, в частности по увеличению числа сотрудников МОК, а также увеличить свою поддержку МОК путем прямых взносов и взносов натурой на мероприятия 2006-2007гг.

Исполнительный совет постановил провести свою 40-ю сессию 18 июня 2007г. в качестве Руководящего комитета 24-й сессии Ассамблеи МОК, 41-ю сессию в период с 24 июня по 1 июля 2008г.