Межправительственная океанографическая комиссия (МОК)

 Архив

Основные итоги 43-й сессии Исполнительного совета Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО

(8 – 16 июня 2010 года, Париж)

43-я сессия Исполнительного совета МОК состоялась в Париже, в штаб-квартире ЮНЕСКО с 8 по 16 июня 2010 года. В работе сессии приняла участие российская делегация в составе: Фролов А.В., руководитель Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (руководитель делегации), Акуличев В.А., академик, директор Тихоокеанского океанологического института им. В.И. Ильичева ДВО РАН, Ковтуненко М.Ю., ведущий специалист Росгидромета, Колодкин А.Л., заместитель директор института «Союзморниипроект» Минтранса России, КомчатовВ.Ф. директор Государственного океанографического института Росгидромета, Михайлов Н.Н., директор Центра океанографических данных ВНИИГМИ-МЦД Росгидромета, вице-председатель МОК ЮНЕСКО, Постнов А.А., заместитель директора Государственного океанографического института Росгидромета, Сычев В.И., начальник отдела Российского государственного гидрометеорологического университета, Шаповалов С.М., руководитель Центра по координации океанологических исследований РАН.


Основные решения сессии:


Празднование 50-летия МОК

8 июня состоялось торжественное заседание в честь 50-летия МОК.

Исполнительный совет отметил большое число юбилейных мероприятий, проведенных в истекший год, и призвал государства-члены, планирующие новые инициативы, предоставлять надлежащую информацию координатору юбилейных мероприятий для того, чтобы их можно было представить на веб-странице, посвященной этой годовщине. Франция планирует провести в июне 2011 г. океанографическую конференцию, которая могла бы послужить одной из возможных форм завершения юбилейных мероприятий. МОК разместит на своей веб-страниеце «Призыв в отношении океана» и «Декларации молодежи в защиту океана», которые были обнародованы в день торжественного открытия праздничных мероприятий. Участники сессии были информированы об итогах международной конференции «50 лет развития образования и просвещения для формирования будущего океанов и прибрежных территорий», состоявшейся в Санкт-Петербурге в апреле 2010г. Подробная информация о всех мероприятиях, посвященных 50-летию МОК, размещена на специальной юбилейной странице сайта МОК.


Исследования и наблюдения, касающиеся климата (п.5.1)

Исполнительный совет поддержал План осуществления ВПИК и отметил необходимость проведения на постоянной основе наблюдений как в интересах климатических исследований и предоставления услуг, так и национальных стратегий адаптации к изменению климата в прибрежных зонах. Исполнительный совет также обсудил возможность разработки в будущем обязательных для выполнения правил или конвенции, которые устанавливали бы обязательный характер наблюдений за климатом океана Исполнительный совет обратился с призывом к государствам-членам оказать поддержку в реализации Плана осуществления ВПИК посредством обеспечения участия своих ученых, просил Исполнительного секретаря в консультации с участниками Объединенной группы планирования ВПИК и ее проекта КЛИВАР определить и принять меры для повышения наглядности вклада МОК совместно с учеными, участвующими в ВПИК, обратился с призывом к государствам-членам проводить работу в рамках Глобальной системы наблюдений за климатом (ГСНК) и обеспечить устойчивое долгосрочное функционирование важнейших сетей океанических наблюдений in situ и с аппаратов космического базирования; выразил поддержку инициативе Глобальной программы по гидрографическим исследованиям в Мировом океане на базе судов (ПГИМОС) и призвал государства-члены предоставить Секретариату МОК примеры принятия национальных или местных решений на основе использования индексов климата океана для размещения такой информации на веб-сайте Группы по океаническим наблюдениям для изучения климата (ООПК) «State of the Ocean» («Состояние океана»).


Организация Глобальной системы наблюдений за океаном (п.5.2)

Исполнительный совет рекомендовал Президиуму Межправительственного комитета по ГСНО обсудить вопрос о будущей организации ГСНО с целью подготовки предложений для рассмотрения на 26-й сессии Ассамблеи МОК и просил рабочую группу Конференции Наблюдения за климатом, 2009 (OceanObs’09) представить государствам-членам заблаговременно до 26-й сессии Ассамблеи предложения по комплексной основе для устойчивых наблюдений за океаном для рассмотрения и подготовки замечаний. Было предложено провести совещание государств – членов М-ГСНО за один день до начала 26-й сессии Ассамблеи и в течение 26-й сессии Ассамблеи специальную сессию, посвященную ГСНО, продолжительностью в полдня.


Сотрудничество МОК со Всемирной Метеорологической Организацией (ВМО)(п.5.3)

Исполнительный совет просил Исполнительного секретаря рассмотреть существующие юридические соглашения с ВМО и совместно с Секретариатом ВМО разработать новое глобальное рамочное соглашение и просил Исполнительного секретаря принять меры с целью обеспечения участия на постоянной основе МОК, включая ее вспомогательные органы, в разработке Глобальной рамочной основы для климатического обслуживания. Совет постановил представить доклад по этому вопросу Ассамблее в 2011 г. Исполнительный совет одобрил рекомендации 3-й сессии Объединенной ВМО-МОК Технической комиссии по океанографии и морской метеорологии (ОКОММ), которая состоялась в г.Маракеш, Марокко, 4-11 ноября 2009г. (Резолюция XLIII-5)


Система предупреждения и смягчения последствий опасных океанических явлений (п. 6.1)

Исполнительный совет рассмотрел итоги прошедших совещаний региональных межправительственных групп по системам предупреждения о цунами и другим опасным морским явлениям для районов Карибского моря и прилегающих районов, Индийского океана, северо - восточной части Атлантического океана, Средиземного и прилегающим морям, а также итоги 3-й сессии Рабочей группы по системам предупреждения о цунами и других опасных явлений, связанных с изменениями уровня моря (Лиссабон, Португалия, 5-6 мая 2010г.). Исполнительный совет принял Резолюцию XLIII-6 «Глобальная координация систем раннего предупреждения и уменьшения ущерба цунами и других опасных явлений, связанных с изменением уровня моря». Этой резолюцией Исполнительный совет просил Рабочую группу подготовить доклад и рекомендации для 26-й сессии Ассамблеи МОК по проблемам уровня моря для целей предупреждения о цунами, а также подготовке к цунами и деятельности служб предупреждения о цунами. Исполнительный совет призвал страны обеспечить свободный и неограниченный доступ к оперативным данным, необходимым для определения и прогнозирования цунами, а также увеличить финансовую поддержку МОК для поддержки деятельности межправительственных координационных групп по цунами, включая прикомандирование специалистов в Отдел по цунами Секретариата МОК.


Батиметрические данные мелководных районов для цифровых моделей рельефа (п.6.3)

Исполнительный совет признал важность батиметрических карт и цифровых моделей рельефа для разработки моделей наводнений и карт эвакуации в целях смягчения последствий стихийных бедствий в прибрежной зоне и отметил, что доступ к таким данным иногда ограничен в прибрежных зонах, находящихся под особым национальным контролем в силу соображений безопасности и по коммерческим соображениям. Исполнительный совет поддержал развитие потенциала в области подготовки батиметрических карт и рекомендовал, чтобы программа ГЕБКО рассмотрела вопрос о подготовке преподавателей для проведения многоязычной подготовки в странах, не относящихся к числу англоязычных. В Резолюции XLIII-6 «Глобальная координация систем раннего предупреждения и уменьшения ущерба цунами и других опасных явлений, связанных с изменением уровня моря» Исполнительный совет подчеркнул необходимость получения батиметрических данных высокого разрешения в прибрежных районах и цифровых моделей подъема уровня моря для предупреждения о цунами и прогнозирования действий.


Объединенная исследовательская группа МОК-МСИМ по стандартам для питательных веществ (п.7.1)

Исполнительный совет призвал Группу МОК-МСИМ продолжать развивать стандарты для питательных веществ и эксперименты по их взаимосопоставлению.


Фертилизация океана (п.7.2)


Исполнительный совет решил, что принцип предосторожности имеет важнейшее значение для регулирования фертилизации океана. Члены Исполнительного совета разошлись во мнениях относительно того, следует ли МОК затрагивать вопросы, касающиеся правовых аспектов фертилизации океана, и каким образом это может быть сделано, и отложили рассмотрение этой темы до решения вопроса о будущем МОК/АБЕ-ЛОС. Исполнительный совет вновь подтвердил, что роль Комиссии в вопросах фертилизации океана заключается в удовлетворении запросов о предоставлении научной или технической информации и консультаций, поступающих от соответствующих органов или государств-членов и просил Исполнительного секретаря представить на 26-й сес¬сии Ассамблеи МОК доклад о деятельности, касающейся закисления океана.


Развитие потенциала (п.7.3)

Исполнительный совет отметил необходимость изыскания новаторских решений в отношении нехватки ресурсов, одобрил мероприятия в области развития потенциала, касающиеся укрепления руководства и институциональной структуры и отметил, что стесненность имеющихся ресурсов ограничивает спектр мероприятий, которые могли бы быть проведены МОК. Исполнительный секретарь проинформировал Совет о том, что развитие потенциала представляет собой деятельность сквозного характера и входит в обязанности каждого члена секретариата.


Регулярный процесс глобального освещения и оценки состояния морской среды, включая социально-экономические аспекты (п.8.1)

Исполнительный совет напомнил о важном значении Регулярного процесса в ка¬честве одного из механизмов обеспечения постоянного мониторинга состояния мировых океанов и морей путем проведения регулярных оценок на глобальном и надрегиональном уровнях и выразил удовлетворение деятельностью секретариатов МОК и ЮНЕП в осуществлении фазы «Оценки оценок» регулярного процесса, итогом которой стала публикация доклада о проведении «Оценки оценок», а также участием организаций ООН в создании Регулярного процесса с помощью механизма «ООН-ОКЕАНЫ», который можно было бы использовать в качестве инструмента для обсуждения и формирования межучрежденческого секретариата по осуществлению Регулярного процесса. Исполнительный совет рекомендовал программам МОК по океаническим наукам, ГСНО, МООД, включая ОДИН, и развитию потенциала, а также своим региональным вспомогательным органам, принять участие в мероприятиях, связанных с развертыванием и практическим осуществлением Регулярного процесса. Исполнительный совет просил Исполнительного секретаря провести анализ нынешнего потенциала Секретариата МОК для возможного размещения межучрежденческого секретариата по Регулярному процессу.


План работы МОК на 2010-2011гг. (п.4.2)

Исполнительный совет принял корректировки к Плану работы на 2010-2011 гг., предложенные Комитетом по финансовым вопросам, при том понимании, что на основе консультаций с Межсессионной финансовой консультативной группой в него будут внесены дальнейшие усовершенствования.


Региональные вспомогательные органы (п.4.3)

Исполнительный совет принял исполнительный отчет и рекомендации восьмой сессии Подкомиссии МОК для западной части Тихого океана (ВЕСТПАК) (Бали, Индонезия, 10-13 мая 2010 г.). (Резолюция EC-XLIII- 2 «8-я сессия Покомиссии МОК для западной части Тихого океана (ВЕСТПАК)»). Исполнительный совет призвал страны-члены оказать поддержку инициативе по созданию региональной сети ЮНЕСКО/МОК научных и учебных океанографических центров в западной части Тихого океана.

Исполнительный совет принял также Резолюцию EC-XLIII-3 «Региональные вспомогательные органы», в которой, подтвердив необходимость укрепления региональной деятельности МОК, призвал Исполнительного секретаря оказать необходимую финансовую поддержку региональным органам МОК, улучшить связь между МОК и региональными органами и между региональными и глобальными программами и изучить потребности в укреплении региональных структур. Исполнительный совет призвал также региональные вспомогательные органы МОК сотрудничать с другими учреждениями ООН и неправительственными организациями, осуществляющими деятельность в регионе.

Исполнительный совет постановил, что пункт повестки дня, касающийся региональных вспомогательных органов, должен быть включен в повестку дня 26-й сессии Ассамблеи.


МОК и морское право (п.4.4)

Исполнительный совет выразил свою поддержку работе МОК/АБЕ-ЛОС, подчеркнув уникальность ее состава, в который входят ученые, юристы и разработчики политики, что, таким образом, позволяет рассматривать ее в качестве ценного органа МОК и обсудил различные пути укрепления работы МОК/АБЕ-ЛОС, в том числе посредством проведения всех ее заседаний в Париже, организации региональ¬ных семинаров, своевременного представления информации о ее работе на рассмотрение ГАООН, взаимодействия с ДОАЛОС, а также посредством увеличения ресурсов, имеющихся для оказания поддержки. Исполнительный совет обсудил различные темы, которые можно было бы предста¬вить на рассмотрение МОК/АБЕ-ЛОС, включая вопросы, касающиеся фертилизации океана, осуществление ГСНО и оценки оценок. Вместе с тем, в Совете не было достигнуто консенсуса относительно какой-либо конкретной темы. Исполнительный Совет учредил межсессионную рабочую группу (открытую для всех государств - членов и осуществляющую деятельность путем переписки по электронной почте) для подготовки вопросника для государств-членов с целью оценки настоящей и будущей деятельности МОК/АБЕ-ЛОС. Исполнительный совет поручил межсессионной рабочей группе подготовить документ с обобщением ответов государств-членов на этот вопросник и представить его 26-й сессии Ассамблеи. Эти решения отражены в Резолюции EC-XLIII-4 «Обзор деятельности Консультативной группы экспертов МОК по морскому праву (МОК АБЕ\ЛОС)»


Приоритеты на двухлетний период 2012-2013гг. (п.9.2)

Исполнительный совет пришел к договоренности относительно следующего: (i) преемственности в разработке программ, основывающейся на рекомендациях руководящих и вспомогательных органов МОК и результатах оценок программы; (ii) сбалансированности между глобальными и региональными/субрегиональными мероприятиями, а также между межправительственной координацией, нормотворческой и оперативной деятельностью; (iii) междисциплинарного подхода; (iv) глобальных приоритетов ЮНЕСКО – Африка, гендерное равенство и малые островные развивающиеся государства; и (v) подхода с ориентацией на конечные результаты, а также измеримых показателей эффективности. Исполнительный совет принял по этому вопросу две Резолюции LXIII-8 и Резолюции XLIII-9. В Резолюции LXIII-8 Исполнительный совет одобрил ряд мер по усилению деятельности МОК в Африке. В Резолюции XLIII-9 Исполнительный совет просил Исполнительного секретаря МОК подготовить для рассмотрения на 26-й сессии Ассамблеи МОК проект программы и бюджета МОК на 2012-2013гг. на основе приоритетов, изложенных в приложении к этой резолюции. Исполнительный совет призвал также государства-члены и Генерального директора ЮНЕСКО сохранить в программе и бюджете ЮНЕСКО на период 2012-2013гг (36 С/5) специальное выделение средств для всей деятельности МОК.

26-я сессии Ассамблеи состоится в ЮНЕСКО со среды 22 июня по 6 июля 2011 г. Исполнительный совет решил выделить полный день для проведения совещаний председателей региональных вспомогательных органов (РВО) и М-ГСНО непосредственно до начала 26-й сессии Ассамблеи. Исполнительный совет постановил провести свою 44-ю сессию во вторник 21 июня 2011 г., в день, предшествующий открытию 26-й сессии Ассамблеи, в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, Франция в качестве Руководящего комитета 26-й сессии Ассамблеи. Исполнительный совет постановил провести свою 45-ю сессию со вторника 19 июня 2012 г. до среды 27 июня 2012 г. в Штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, Франция, с возможностью ее продления до пятницы 29 июня 2012 г.


Будущее МОК (п.9.1)

Исполнительный совет принял Резолюцию XLIII-7 «Будущее МОК», в которой просил Исполнительного секретаря подготовить для 26-й сессии Ассамблеи МОК предложения по административному укреплению Секретариата МОК в Париже и увеличению внебюджетных средств МОК. Исполнительный совет призвал государства-члены ЮНЕСКО поддержать в программе 36 С/5 достаточный уровень финансирования МОК из регулярного бюджета ЮНЕСКО и сохранить в бюджете ЮНЕСКО специальное выделение средств для деятельности МОК. Предложение Португалии о переносе Секретариата МОК в Лиссабон (хотя официально и не обсуждалось) не получило поддержки Исполнительного совета.