Межправительственная океанографическая комиссия (МОК)

 Архив

Основные итоги 45-ой сессии Исполнительного совета Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО

(Париж, 26—28 июня 2012г.)

В период с 26 по 28 июня 2012г. в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже, Франция проходила 45-я сессия Исполнительного совета МОК ЮНЕСКО. В сессии принимала участия делегация Российской Федерации в составе: Постнов А.А. (руководитель делегации) заместитель директора Государственного океанографического института Росгидромета, Акуличев В.А. академик РАН, директор Тихоокеанского океанологического института им.В.И. Ильичёва ДВО РАН, Нигматулин Р.И. академик РАН, директор Института океанологии им.П.П. Ширшова РАН, Шаповалов С.М. руководитель Центра по координации океанологических исследований РАН, Смоляницкий В.М., заведующий лабораторией Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета.

Сессия проходила в условиях существенного сокращения регулярного бюджета ЮНЕСКО и МОК, вызванного отказом США и Израиля вносить свои взносы в бюджет ЮНЕСКО после приема Палестины в члены ЮНЕСКО осенью 2011г. В связи с этим в центре внимания 45-й сессии Исполнительного было обсуждение вопроса о финансовой ситуации в МОК и определение приоритетных направлений деятельности на 2012-2013 и последующий период в условиях значительного сокращения бюджета МОК.

Положение дел с бюджетом МОК и Планом первоочередного финансирования на 2012-2013 гг. (Пункт 5.1 повестки дня)

Исполнительный совет выразил большую озабоченность в связи с тем воздействием, которое финансовые трудности ЮНЕСКО окажут на осуществление программ МОК при сокращении бюджета МОК с 10 405 400 долл. США до 7 179 700 долл. США Генеральный директор ЮНЕСКО выделил для МОК 470 000 долл. из средств Чрезвычайного фонда для обеспечения возможности выполнения программы Комиссии. При обсуждении этого вопроса Исполнительный совет вновь подтвердил важность МОК в качестве межправительственной комиссии, обладающей функциональной автономией в рамках ЮНЕСКО и выразил благодарность государствам-членам, которые уже предоставили средства для Чрезвычайного фонда и для МОК. Исполнительный совет одобрил План первоочередного финансирования на 2012-2013 гг., представленный Исполнительным секретарем в качестве одной из промежуточных мер по обеспечению преемственности программы в соответствии с приоритетами Среднесрочной стратегии на 2008-2013 гг. и без ущерба для разработки Среднесрочной стратегии на 2014-2021 гг. Исполнительный совет настоятельно призвал все государства - члены МОК вносить добровольные взносы с целью обеспечения средств для принятого плана приоритетного финансирования, предпочтительно на Специальный счет МОК.

Проект средне-срочной стратегии МОК на 2014—2021гг. (пункт 5.2 повестки дня)

Исполнительный совет рассмотрел первоначальную концепцию проекта среднесрочной стратегии МОК на период 2014—2021гг. и решил возобновить работу межсессионной консультативной группы по вопросам финансирования для подготовки проекта среднесрочной стратегии МОК на период 2014—21гг, а также проекта программы на период 2014—2017гг для последующего их рассмотрения и одобрения на 27-й сессии Ассамблеи МОК в 2013г. При подготовке проекта среднесрочной стратегии, как отметил Исполнительный совет, необходимо учесть обсуждение этого вопроса на этой сессии Исполнительного совета, доклад временной консультативной группы по деятельности секции морских наук МОК, предложения вспомогательных органов МОК и других соответствующих организаций и программ, в частности, решений Конференции ООН по устойчивому развитию (Рио+20), подготовку среднесрочной стратегии ЮНЕСКО на период 2014—2021гг (37С/4), а также итоги обсуждения будущего МОК. Исполнительный совет призвал межсессионную группу при подготовке проекта стратегии и программы минимизировать число целей высокого уровня, сделав их более стратегическими, вдохновляющими и отражающими запросы общества, такие как изменения климата и уменьшения риска опасных явлений, а также определить приоритеты тех стратегических действий, которые отражают особую роль МОК в системе ООН и принять во внимание различные механизмы и формы партнерства для выполнения задач МОК.

В качестве отправной точки для дальнейшего обсуждения проекта Среднесрочной стратегии МОК на 2014—2021 гг. на сессии Исполнительного совета были предложены пять первостепенных задач и связанных с ними программных целей:

1. Обеспечение деятельности, укрепления и интеграции глобальной системы наблюдений за океаном в целях мониторинга, оценки и прогнозирования состояния океана.

2. Обеспечение учета прибрежных и океанических компонентов в национальных стратегиях адаптации к изменению климата.

3. Укрепление потенциалов уязвимых прибрежных государств в области подготовленности к опасным стихийным явлениям в прибрежной зоне и реагирования на них.

4. Укрепление знаний об океане и развитие регионального сотрудничества в области морских наук с научными учреждениями и правительствами.

5. Укрепление глобальной рамочной основы для управления океаном посредством совместного использования базы знаний и развития потенциала.

Конференция ООН по устойчивому развитию (Рио+20) (п.4.1)

Ввиду краткости времени, прошедшего с момента окончания Конференции, подробного анализа ее результатов сделано не было, но было решено, что Секретариат МОК проведет такой анализ в ближайшем будущем и доведет его результаты до стран-членов. Исполнительный совет отметил итоговый документ Конференции Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию (Рио+20), «Будущее, которого мы хотим» и содержащиеся в нем разделы, имеющие непосредственное отношение к работе Комиссии, и просил Исполнительного секретаря отразить соответствующие итоги «Рио+20» при подготовке проекта Среднесрочной стратегии МОК на 2014—2021 гг.и предложил государствам-членам МОК поддержать разработку цели в области устойчивого развития по Мировому океану.

Центр по Порталу океанических данных (п.4.2.1)

Исполнительный совет поддержал предложение Российской Федерации о создании Центра по Порталу океанических данных на базе ВНИИГМИ-МЦД Росгидромета в Обнинске. Отмечая важность Портала данных для обеспечения беспрепятственного доступа к океанографическим, морским метеорологическим и другим данным и продукции, Исполнительный совет предложил Российской Федерации рассмотреть вопрос о заключении соглашения о партнерстве с МОК ЮНЕСКО относительно указанного Центра с целью обмена информацией и возможного проведения совместных мероприятий, связанных с Порталом океанических данных, на базе ВНИИГМИ-МЦД Росгидромета в Обнинске.

Деятельность Консультативной группы экспертов МОК по морскому праву (МОК/АБЕ-ЛОС) (п.4.3)

Исполнительный совет рассмотрел выводы Межсессионной рабочей группы по МОК/АБЕ-ЛОС на которую была возложена задача обобщить ответы на вопросник по деятельности МОК АБЕ-ЛОС и предложить механизм для выявления и определения приоритетности вопросов, представляющих особый интерес для МОК и ее государств-членов, и постановил, что МОК/АБЕ-ЛОС продолжит свою работу с уделением особого внимания приоритетам, установленным руководящими органами МОК в соответствии с ее кругом ведения, используя при необходимости внебюджетные средства.

Межправительственная координация и управление системами постоянных наблюдений за океаном и обслуживанием (п.4.2)

Исполнительный совет, с учетом решений 26-й сессии Ассамблеи МОК и межсессионных обсуждений этого вопроса, постановил провести межсессионные консультации всех государств-членов (путем переписки), для выявления научных и технических проблем, отвечающих миссии и мандату МОК, с целью совершенствования деятельности Комиссии в области долговременных наблюдений за океаном и обслуживания, и рассмотреть соответствующий доклад на 27-й сессии Ассамблеи МОК с предварительным его рассмотрением Исполнительным советом. При обсуждении этого вопроса были высказаны различные мнения относительно роли МОК в области "оперативной океанографии" и целесообразности заключения международно-правовых соглашений, касающихся создания и реализации международной системы долговременных наблюдений в океане.

Международная полярная инициатива (п.3.2)

Первоначальное предложение по итогам Международного полярного года о проведении международного полярного десятилетия было трансформировано в Международную совместную инициативу в полярных регионах или Международную полярную инициативу (МПИ). Для разработки концепции МПИ была создана межучрежденческая руководящая группа, включающая представителей МСНС, МОК, ВМО, СКАР, ЮНЕП и арктических организаций и программ. Руководящая группа планирует подготовить первую версию совместного плана полярных действий, подписание соглашения и начало МПИ в период 2015—2017гг. Исполнительный совет решил рассмотреть концептуальный документ по Международной полярной инициативе на 27-й сессии Ассамблеи МОК с целью определения форм и степени участия МОК, а также дальнейших действий по развитию МПИ в сотрудничестве со странами Договора об Антарктике.

Исполнительный совет рассмотрел и одобрил итоги межсессионных совещаний рабочих органов МОК по системам предупреждения о цунами (МКГ-СПЦСВА-VIII,МКГ КАРИБ-VII,РГСПЦ-I) и океаническим службам и наблюдениям (РК-ГСНО-I, СКОММ-IV), а также региональной деятельности МОК(ВЕСТПАК-IX и МОК-АФРИКА-I). Исполнительный совет рассмотрел предложение Исполнительного секретаря о сроках и процедуре назначения нового Исполнительного Секретаря МОК. Она предусматривает объявление об открытии поста в декабре 2012г., первичный отбор кандидатур и составление их короткого списка в период до июня 2013г., выбор предлагаемых кандидатур на 46-й сессии Исполнительного совета в июне 2013г. и назначение нового Исполнительного Секретаря МОК Генеральным Директором ЮНЕСКО в ноябре—декабре 2013г. Предложенный график проведения процедуры назначения Исполнительного секретаря был одобрен Исполнительным советом. Исполнительный совет просил Исполнительного секретаря подготовить предложения по уточнению руководства по созданию децентрализованных отделов и центров партнерства МОК для последующего рассмотрения и принятия на 27-й сессии Ассамблеи МОК.

Учитывая проблемы с финансированием деятельности МОК, Исполнительный советь просил Исполнительного секретаря выявить возможность получения дополнительного финансирования для проведения в требуемом объеме 26-й сессии Ассамблеи МОК, которая пока планируется на период 26 июня—9 июля 2013г.