Межправительственная океанографическая комиссия (МОК) ЮНЕСКО
Устав МОК
Межправительственная океанографическая комиссия была учреждена согласно резолюции 2. 31, принятой Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее 11-й сессии (ноябрь-декабрь 1960 г.), и в соответствии с рекомендацией Межправительственной конференции по океаническим исследованиям (Копенгаген, 11-16 июля I960 г.). Устав Комиссии был разработан в 1960 г. и пересмотрен в 1970 и 1987 годах. В 1999 г. предложенные новые поправки к этому Уставу были приняты Ассамблеей МОК на ее 20-й сессии и единогласно утверждены без изменений Генеральной конференцией ЮНЕСКО на ее 30-й сессии. Настоящий Устав Комиссии вступил в силу с принятием резолюции 30 С/22 16 ноября 1999 г.
Статья 1 - Комиссия
- Межправительственная океанографическая комиссия, именуемая ниже "Комиссия", учреждается в качестве органа с функциональной автономией в рамках Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО).
- Комиссия определяет и выполняет свою программу в соответствии с установленными целями и функциями и в рамках бюджета, утверждаемого ее Ассамблеей и Генеральной конференцией ЮНЕСКО.
Статья 2 - Цель
- Целью Комиссии является содействие международному сотрудничеству и координация программ, касающихся исследований, служб и укрепления потенциала в интересах расширения знаний о природе и ресурсах океана и прибрежных районов, а также использования этих знаний для совершенствования управления, обеспечения устойчивого развития, охраны морской среды и облегчения процессов принятия решений ее государствами-членами.
- Комиссия сотрудничает с международными организациями, заинтересованными в ее работе, и особенно с теми организациями системы Организации Объединенных Наций, которые стремятся и готовы содействовать реализации цели и функций Комиссии и/или консультироваться и сотрудничать с ней в отношении научных исследований, соответствующих служб и укрепления потенциала в том, что касается океана и прибрежных районов.
Статья 3 - Функции
- Функции Комиссии заключаются в том, чтобы:
- рекомендовать, развивать, планировать и координировать международные программы исследований океана и
прибрежных районов и наблюдений за ними, а также распространения и использования полученных результатов;
- рекомендовать, развивать и координировать разработку надлежащих стандартов, справочных материалов, руководящих указаний и номенклатуры;
- выполнять в качестве компетентной международной организации требования Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву (ЮНКЛОС), Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей среде и развитию (ЮНСЕД) и других международных актов, касающихся морских научных исследований, соответствующих служб и укрепления потенциала;
- давать рекомендации и координировать программы по образованию, подготовке и оказанию помощи в области морских наук, наблюдений за океанами и прибрежными районами, а также по передаче связанной с этим технологии;
- давать рекомендации и осуществлять техническое руководство в отношении соответствующих межсекторальных мероприятий ЮНЕСКО и выполнять взаимно согласованные обязанности в рамках полномочий Комиссии;
- осуществлять по мере необходимости любую другую деятельность, совместимую с ее целью и функциями.
- рекомендовать, развивать, планировать и координировать международные программы исследований океана и
прибрежных районов и наблюдений за ними, а также распространения и использования полученных результатов;
- Комиссия готовит на регулярной основе доклады о своей деятельности, которые представляются Генеральной конференции ЮНЕСКО. Эти доклады направляются также государствам -членам Комиссии и организациям системы Организации Объединенных Наций, указанным в пункте 2 статьи 2.
- Комиссия принимает решения относительно механизмов и договоренностей, с помощью которых она может получать консультации.
- При выполнении своих функций Комиссия учитывает особые потребности и интересы развивающихся стран, в частности необходимость развивать возможности этих стран в отношении научных исследований океанов и прибрежных районов и наблюдений за ними, а также связанной с этим технологии.
- Ничто в настоящем Уставе не подразумевает занятие Комиссией позиции в отношении характера или сферы юрисдикции прибрежных государств в целом или какого-либо прибрежного государства в отдельности.
Статья 4 - Членский состав
-
А. Членский состав
- Членом Комиссии может быть любое государство, являющееся членом какой-либо организации системы Организации Объединенных Наций.
- Государства, упомянутые в пункте 1 выше, становятся членами Комиссии путем уведомления Генерального директора ЮНЕСКО.
- Любое государство - член Комиссии может выйти из нее путем уведомления Генерального директора ЮНЕСКО.
- Генеральный директор ЮНЕСКО информирует Исполнительного секретаря Комиссии о всех уведомлениях, полученных им в соответствии с настоящей статьей. Государство становится членом Комиссии с даты получения Исполнительным секретарем соответствующего уведомления через посредство Генерального директора ЮНЕСКО. Уведомление о выходе вступает в силу через один полный год, исчисляемый с даты его получения Исполнительным секретарем через посредство Генерального директора ЮНЕСКО. Исполнительный секретарь информирует государства - члены Комиссии и исполнительных глав соответствующих организаций системы Организации Объединенных Наций о всех таких уведомлениях.
В. Обязанности государств-членов - В обязанности государств-членов входит:
- соблюдение Устава и Правил процедуры Комиссии;
- сотрудничество и оказание поддержки в выполнении программы работы Комиссии;
- выделение национального координационного органа для связи с Комиссией;
- оказание поддержки Комиссии на соответствующем уровне с использованием какого-либо одного или всех финансовых механизмов, перечисленных в статье 10.
- Уведомление, содержащее просьбу государства - члена ЮНЕСКО о вступлении в члены Комиссии, включает в себя заявление о согласии с указанными выше обязанностями или о его намерении приступить к их выполнению в самое ближайшее время.
Статья 5 - Органы
Органами Комиссии являются Ассамблея, Исполнительный совет, Секретариат и такие вспомогательные органы, которые могут быть ею созданы.
Статья 6 - Ассамблея
-
А. Состав
- В состав Ассамблеи входят все государства - члены Комиссии.
В. Функции и полномочия - Ассамблея является главным органом Комиссии и выполняет все функции Комиссии, если в настоящем Уставе не преду смотрено иного или если Ассамблея не делегирует их другим органам Комиссии.
- Ассамблея устанавливает Правила процедуры Комиссии.
- Ассамблея определяет общую политику и главные направления работы Комиссии и утверждает Проект программы и бюджета МОК на двухлетний период в соответствии с пунктом 2 статьи 1.
- В ходе каждой очередной сессии Ассамблея избирает Председателя и с учетом принципов географического распределения избирает пять заместителей Председателя, которые являются должностными лицами Комиссии, ее Ассамблеи и Исполнительного совета, а также избирает определенное число государств-членов в состав Исполнительного совета в соответствии со статьей 7.
- При избрании государств-членов в Исполнительный совет Ассамблея принимает во внимание принцип сбалансированного географического распределения, а также готовность этих государств участвовать в работе Исполнительного совета.
С. Процедура - Ассамблея созывается на очередную сессию раз в два года.
- Внеочередные сессии могут созываться в случае принятия соответствующего решения или по инициативе Исполнительного совета, или по требованию не менее одной трети государств - членов Комиссии при соблюдении условий, указанных в Правилах процедуры.
- Каждое государство-член имеет один голос и может посылать на сессии Ассамблеи такое число представителей, заместителей и советников, какое сочтет необходимым.
- С учетом положений Правил процедур, касающихся закрытых заседаний, участие в заседаниях Ассамблеи, Исполнительного совета и вспомогательных органов без права голоса открыто для:
- представителей государств - членов организаций системы Организации Объединенных Наций, которые не являются членами Комиссии;
- представителей организаций системы Организации Объединенных Наций;
- представителей таких межправительственных и неправительственных организаций, которые могут быть приглашены на условиях, установленных Правилами процедуры.
- Ассамблея может учреждать такие комитеты и другие вспомогательные органы, которые могут потребоваться для ее целей, в соответствии с условиями, установленными Правилами процедуры.
Статья 7 - Исполнительный совет
-
А. Состав
- В состав Исполнительного совета входят до 40 государств-членов, включая те государства-члены, представителями которых являются Председатель и заместители Председателя.
- Полномочия членов Исполнительного совета вступают в силу по окончании сессии Ассамблеи, на которой они были избраны, и прекращаются по окончании следующей сессии Ассамблеи.
- При выборе представителей в Исполнительный совет государства-члены, избранные в Исполнительный совет, стремятся назначать лиц, имеющих опыт работы в областях, связанных с деятельностью Комиссии.
- В случае выхода из Комиссии государства-члена, которое является членом Исполнительного совета, его полномочия прекращаются с даты вступления в силу его уведомления о выходе.
- Члены Исполнительного совета могут быть избраны на новый срок.
В. Функции и полномочия - Исполнительный совет исполняет обязанности, делегированные ему Ассамблеей, и действует от ее имени при выполнении решений Ассамблеи.
- Исполнительный совет может учреждать такие комитеты и
другие вспомогательные органы, которые могут потребоваться
для его целей, в соответствии с условиями, установленными
Правилами процедуры.
С. Процедура - Исполнительный совет проводит свои очередные и внеочередные сессии в соответствии с Правилами процедуры.
- Каждое государство - член Исполнительного совета имеет на его заседаниях один голос.
- Повестка дня Исполнительного совета определяется в порядке, предусмотренном Правилами процедуры.
- Исполнительный совет дает рекомендации в отношении будущей деятельности Ассамблеи.
Статья 8 - Секретариат
- При должном соблюдении применимых Положения и правил о персонале ЮНЕСКО Секретариат Комиссии состоит из Исполнительного секретаря и таких других сотрудников, предоставляемых ЮНЕСКО, которые могут потребоваться, а также из сотрудников, которые могут быть предоставлены другими организациями, системой Организации Объединенных Наций и государствами - членами Комиссии за их счет.
- Исполнительного секретаря Комиссии на уровне заместителя Генерального директора назначает Генеральный директор ЮНЕСКО в консультации с Исполнительным советом Комиссии.
Статья 9 - Комитеты и другие вспомогательные органы
- Для рассмотрения и осуществления конкретных мероприятий Комиссия может после консультаций с заинтересованными государствами-членами создавать вспомогательные органы в составе государств-членов или отдельных экспертов.
- В целях развития сотрудничества, о котором говорится в статье 11, Комиссия совместно с другими организациями может также создавать или созывать другие вспомогательные органы в составе государств-членов или отдельных лиц. Вопрос о включении отдельных лиц в такие вспомогательные органы является предметом консультаций с заинтересованными государствами-членами.
Статья 10 - Финансовые и другие ресурсы
- Финансовые ресурсы Комиссии состоят из:
- средств, ассигнуемых для этой цели Генеральной конференцией ЮНЕСКО;
- взносов государств - членов Комиссии, не являющихся государствами - членами ЮНЕСКО;
- таких дополнительных ресурсов, которые могут предоставляться государствами - членами Комиссии, соответствующими организациями системы Организации Объединенных Наций и другими источниками.
- Программы или мероприятия, поддерживаемые и координируемые Комиссией и рекомендуемые ее государствам-членам с целью проведения ими согласованной деятельности, осуществляются с помощью ресурсов государств-членов, участвующих в таких программах или мероприятиях, в соответствии с обязательствами, которые каждое государство готово взять на себя.
- В соответствии с Положением о финансах Специального счета МОК, утвержденным Ассамблеей и ЮНЕСКО, могут приниматься добровольные взносы, из которых могут учреждаться целевые фонды. Такие взносы направляются Комиссией на осуществление ее программы деятельности.
- Комиссия может по мере необходимости создавать, поощрять или координировать дополнительные финансовые механизмы для обеспечения выполнения какой-либо эффективной и длительной программы на глобальном и/или региональном уровнях.
Статья 11 - Отношения с другими организациями
- Комиссия может сотрудничать со специализированными учреждениями Организации Объединенных Наций и другими международными организациями, интересы и деятельность которых соответствуют ее цели, включая подписание с ними меморандумов о взаимопонимании в отношении такого сотрудничества.
- Комиссия уделяет должное внимание поддержке целей международных организаций, с которыми она сотрудничает. С другой стороны, Комиссия просит эти организации учитывать ее потребности при планировании и осуществлении их собственных программ.
- Комиссия может также выступать в качестве объединенного специализированного механизма организаций системы Организации Объединенных Наций, которые договорились использовать Комиссию для выполнения некоторых из своих обязанностей в области морских наук и океанических служб и, соответственно, договорились поддерживать работу Комиссии.
Статья 12 - Поправки
Генеральная конференция ЮНЕСКО может вносить поправки в настоящий Устав по рекомендации Ассамблеи Комиссии или после консультации с ней. Если Генеральная конференция не предусматривает иного, любая поправка к настоящему Уставу вступает в силу в день ее принятия Генеральной конференцией.