Межправительственная океанографическая комиссия (МОК)

Основные итоги 23-й сессии Ассамблеи Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО


С 21 июня по 30 июня 2005г. в Париже, в Штаб-квартире ЮНЕСКО состоялась 23-я сессия Межправительственной океанографической комиссии (МОК) ЮНЕСКО. Ей предшествовало однодневное заседание 38-й сессии Исполнительного совета МОК, основное внимание которой было уделено организации работы 23-й сессии Ассамблеи МОК. 20 июня проходила также чрезвычайная сессия Межправительственного комитета МОК-ВМО-ЮНЕП по Глобальной системе наблюдений за океаном.

МОК признана в качестве основной международной организацией в системе ООН в области изучения Мирового океана и его ресурсов, а в рамках Конвенции ООН по морскому праву - в качестве компетентной международной организации в области морских научных исследований. Три новых государства стали членами МОК: Казахстан, Сербия и Черногория и Чешская Республика. В настоящее время Членами МОК являются 132 государства.

В состав российской делегации входили: адмирал А.А.Комарицын (начальник ГУНиО МО РФ-руководитель делегации), А.В.Фролов (заместитель руководителя Росгидромета-- в качестве заместителя председателя МОК ), член-корреспондент РАН С.С.Лаппо (директор ИОРАН), Н.Н.Михайлов (директор НЦОД России/ ЦОД-ВНИИГМИ-МЦД Росгидромета), С.М.Шаповалов (ИОРАН, руководитель Научно-координационного океанологического центра РАН), Е.А.Ефимова (Росгидромет), М.Д.Бубынин (РИНКЦЭ Минобрнауки России), академик В.А.Акуличев (директор ТОИ ДВО РАН), В.Ф.Комчатов (директор ГОИН Росгидромета), В.К.Гусяков (ИВМ СО РАН), И.В.Соловьев (Комиссия РФ по делам ЮНЕСКО МИД России), А.А.Акимов (Правовой департамент МИД России)

В центре внимания этой сессии Ассамблеи были вопросы деятельности МОК по созданию глобальной системы предупреждения о цунами и других опасных океанических явлений, а также вопрос о финансировании программной деятельности МОК, в связи с сокращением на 20 % регулярного бюджета МОК на 2006-2007гг.

Среди важнейших итогов 23-й сессии Ассамблеи МОК следует отметить следующие:


1. Выборы должностных лиц и Исполнительного совета МОК. (п.п. 5.3.2 и 5.3.3)

А.В.Фролов-зам.руководителя Росгидромета был переизбран на второй срок заместителем председателя Комиссии (от 2-й избирательной группы). На пост председателя Комиссии переизбран Д.Пью (Великобритания) (2-й срок), а на другие посты заместителя-председателя МОК переизбраны Марио Руиво (Португалия) (2-й срок- от 1-й избирательной группы)) и Хавьер А.Вальядарес (Аргентина) (2-й срок-от 3-й избирательной группы). Новыми вице-председателями избраны Невилл Смит (Австралия)(от 4-й избирательной группы) и Альфонсе М.Дюби (Танзания)(от 5-й избирательной группы. В состав Исполнительного совета, состоящего из 40 государств-членов, от второй избирательной группы вошли Россия и Украина.


2. Среднесрочная стратегия МОК на 2008-2013гг. (п. 3.1)

Ассамблея поручила Исполнительному секретарю МОК подготовить проект Среднесрочной стратегии МОК на 2008-2013гг. для рассмотрения Исполнительным советом на его 39-й сессии и окончательного утверждения на 24-й сессии Ассамблеи МОК.


3. Финансирование программ МОК и Проект программы и бюджета МОК на период 2006-2007г. (п.п.3.3, 5, Резолюция XXIII-16 )

В cвязи с наметившейся тенденцией к регулярному сокращению взноса ЮНЕСКО в регулярный бюджет МОК Ассамблея обсудила возможные будущие сценарии для пересмотра среднесрочных и долгосрочных планов Комиссии. В качестве первого шага в этом процессе для этой сессии Ассамблеи был подготовлен документ "У нас проблема" ( док. IOC-XXIII|2 Annex 8), в котором анализируются существующие и предлагаемые механизмы финансирования деятельности МОК, включая внебюджетные взносы государств-членов. Ассамблея отметила растущее значение внебюджетных средств для всех программ ЮНЕСКО. Ассамблея рассмотрела указанный документ и соответствующие предложения сессионного комитета по программе и бюджету и признала их в качестве полезного документа для последующего изучения. Ассамблея подчеркнула вновь, что МОК должна оставаться межправительственной организацией с функциональной автономией в рамках ЮНЕСКО в качестве ее флагманской программы, учитывая уникальную роль в системе ООН. Ассамблея учредила специальную рабочую группу открытого состава под председательством заместителя Председателя МОК для рассмотрения возможных будущих сценариев деятельности МОК которые могли бы использоваться для пересмотра ее механизмов и средне- и долгосрочных планов, на основе приоритетных задач МОК и показателей эффективности выполнения программы. Группе поручено подготовить доклад о ходе работы, а также наброски Программы и бюджета МОК на 2008-2009гг. для 39-й сессии Исполнительного совета. Ассамблея уполномочила Исполнительный совет МОК утвердить на 39-й сессии главные направления деятельности МОК на период 2008-2009г.г. (Резолюция XXIII-16)

Ассамблея рассмотрела проект программы и бюджета МОК на 2006-2007гг., представленный Исполнительным секретарем МОК.

На 170-й сессии Исполнительного совета ЮНЕСКО бюджетный пакет МОК на 2006-2007гг. был сокращен на 900 000 дол. с 4 721 600 дол. до 3 821 600 дол., что ведет к сокращению финансовой поддержки программ МОК на 20%. Ассамблея выразила озабоченность в отношении того, что предлагаемое сокращение ассигнований в рамках обычного бюджета ЮНЕСКО для МОК окажет негативное влияние на нынешние программы и деятельность Комиссии, особенно на осуществление региональных компонентов программ. Делегация России, поддержанная представителями Венесуэлы, Китая и Мексики, а также МГО отметили необходимость дальнейшей поддержки программы по картированию океана, осуществляемой совместно с МГО, и соответствующей секретариатской поддержки этой программы. Ассамблея согласилась с этим мнением, что нашло отражение в проекте бюджета и в решениях Ассамблеи по системе предупреждения о цунами.. Южная Африка, при поддержке ряда африканских стран, отметила что в предложенном проекте программы и бюджета МОК недостаточно внимания уделяется поддержке развитию потенциала африканских стран, несмотря на поручения со стороны Генеральной конференции ЮНЕСКО.

Ассамблея не согласилась с проектом бюджета, представленным Исполнительным секретарем, и приняла в качестве временной меры единообразное сокращение по каждому главному направлению деятельности для предлагаемой программы и бюджета МОК на 2006-2007г.г. С учетом этого подхода Ассамблея приняла проект программы и бюджета МОК на 2006-2007г.г., включенном в Резолюцию XXIII-16. Ассамблея призвала Генеральную конференцию ЮНЕСКО на ее 33-й сессии утвердить дополнительную сумму ассигнований для МОК в размере ! 000 000 дол, в целях оказания помощи государствам-членам в развитии систем раннего предупреждения о цунами. Ассамблея также призвала государства-члены поддержать предложения по программе МОК в ходе рассмотрения проекта документа 33 С/5 на Исполнительном совете и Генеральной конференции ЮНЕСКО и увеличить свою поддержку МОК посредством прямых взносов и взносов в натуральной форме.


4. Глобальная система наблюдения за планетой Земля (ГЕОСС) (п.4.1.1.)

С 2003г по инициативе первого Саммита по наблюдению за Землей ведется работа по созданию всеобъемлющей скоординированной и устойчивой системы наблюдений за планетой Земля на базе существующих систем наблюдений. Десятилетний план осуществления ГЕОСС был одобрен на третьем Саммите наблюдений за Землей (Брюссель, 16 февраля 2005г.) На этом саммите была учреждена Межправительственная группа по наблюдению за планетой Земля (ГНЗ) для реализации плана осуществления ГЕОСС. Секретариат ГНЗ был размещен в штаб-квартире ВМО в Женеве. МОК принимала активное участие в разработке плана, учитывая что Глобальная система наблюдений за океаном (ГСНО) рассматривается в качестве ключевого компонента ГЕОСС в таких сферах деятельности ГЕОСС как климат, экосистемы и биоразнообразие. Концепция ГЕОСС была одобрена на 37-й сессии Исполнительного совета МОК. Ассамблея утвердила концепцию ГЕОСС и поддержала десятилетний план ее осуществления. Ассамблея вновь подчеркнула важный вклад МОК в ГЕОСС прежде всего программы ГСНО, а также СКОММ, МООД, ИКАМ, работ по картированию океана и созданию потенциала, а также в развитии систем предупреждения о цунами. Ассамблея приняла резолюцию по этому вопросу "Глобальная система систем наблюдения Земли (ГЕОСС" (Резолюция XXIII-1), в которой отмечается необходимость учета деятельности МОК в реализации плана ГЕОСС, обеспечения обмена данными в соответствии с политикой МОК в области обмена океанографическими данными и с учетом международно - правовых актов и национального законодательства, и обеспечении эффективной роли ООН в деле координации, планирования и создания ГЕОСС. Особенно отмечается важность координации развития ГЕОСС с деятельностью МОК в развитии эффективных систем предупреждения о цунами.


5. Меры реагирования в связи с цунами, произошедшим 26 декабря 2004г. в Индийском океане (п.4.8)

В связи с разрушительным землетрясением и цунами, произошедшим 26 декабря 2004г., которое привело к гибели более 200 000 человек и вызвало огромные разрушения в ряде стран бассейна Индийского океана, Ассамблея рассмотрела вопрос о роли и действиях МОК в процессе создания Системы предупреждения о цунами и смягчения их последствий. По инициативе МОК были проведены два международных координационных совещания по созданию системы предупреждения о цунами и смягчения их последствий для Индийского океана (Париж, 3-8 марта 2005г., Маврикий, 14-16 апреля 2005г.), которые рекомендовали МОК учредить Межправительственную координационную группу по системе предупреждения о цунами и смягчения их последствий в Индийском океане.

Этот вопрос стал центральным на 23-й сессии Ассамблеи МОК и в его обсуждении приняло участие многие страны-члены МОК, а также представители международных организаций - ООН, ВМО, МГО, ВАПМЕРР. Представители многих стран выступили с информацией о национальной деятельности и поддержке в создании системы предупреждения о цунами в Индийском океане. Представители Австралии, Индии, Индонезии, Малайзии, Таиланда, Ирана и Пакистана сообщили о своих планах и намерениях по развитию национальных служб предупреждения о цунами. Многие страны заявили о финансовой и технической помощи странам региона в создании службы предупреждения о цунами в Индийском океане: Австралия, Бельгия, Германия, Индия, Италия, Канада, Китай, Норвегия, США, Финляндия, Франция, Швеция, Япония и Европейский Союз. Уже в апреле 2005г. Бельгия, Германия, Италия и Норвегия объявили о финансовой поддержке в размере около 5 млн. долларов. Канада заявила о выделении 1млн. канадских долларов, Италия - 1.2 млн. дол., Норвегия- 2млн. дол., Франция -1.5 млн. евро. К октябрю 2005 года планируется дополнительно установить или усовершенствовать 20 станций наблюдений за уровнем моря в странах Индийского океана.

Ассамблея постановила создать Службу предупреждения о цунами в Индийском океане и учредить Межправительственную координационную группу по Системе предупреждения о цунами и смягчения их последствий в Индийском океане (МКГ/СПЦИО) в качестве вспомогательного органа МОК и утвердила круг ведения этой группы. Секретариатское обслуживание деятельности МКГ/СПЦИО будет обеспечивать МОК. МОК приняла предложение Австралии о поддержке Секретариату МКГ/СПИЦО, который будет расположен в помещении Регионального программного бюро МОК в Перте, Австралия. Ассамблея приняла также решение о разработке программы создания потенциала по защите от цунами для Индийского океана с целью оказания помощи всем странам этого региона. Ассамблея призвала государства-члены, международные и региональные организации оказывать финансовую, техническую и иную помощь в создании СПЦИО, в том числе посредством добровольных взносов в Целевой фонд МОК. Первое заседание МКГ/СПЦИО будет проведено в Австралии, а второе в Индии. По этом вопросу Ассамблея приняла резолюцию "Межправительственная координационная группа по системе предупреждения о цунами и смягчения их последствий в Индийском океане" (Резолюция XXIII-12), которая включает одобренный круг ведения этой группы.

Ассамблея рассмотрела также вопрос об усилении деятельности Комиссии в создании всемирной сети центров раннего предупреждения о цунами (п.4.8.2). Было отмечено, что риск возникновения цунами в различной степени существует во всех океанах. Причиной возникновения цунами служат не только землетрясения, но и вулканические извержения, оползни, оседания подводных пластов и др. В этой связи Ассамблея рекомендовала провести срочное исследование потребностей в таких системах во всех океанах и морях, в частности в Карибском бассейне и прилегающих морях, в западной и северной Атлантике, центральной части восточной Атлантики, в Средиземном море, Каспийском море, юго-западной части Тихого океана и Южно-Китайском море. Ассамблея поручила Исполнительному секретарю МОК подготовить совместно с заинтересованными странами-членами подготовить предложения об управлении такими дополнительными системами предупреждения о цунами для рассмотрения на следующей сессии Исполнительного совета МОК (2006г.). Ассамблея учредила Специальную рабочую группу по подготовке основы для глобальной системы раннего предупреждения о цунами и других опасных явлениях, связанных с океаном (Резолюция XXIII-15), которой поручено подготовить доклад для следующей сессии Исполнительного совета МОК. Государствам-членам предложено принять участие в работе этой группы. Ассамблея призвала Исполнительного секретаря организовать в рамках программы по цунами проведение батиметрических исследований с целью определения районов, которые являются уязвимыми к цунами. Ассамблея приняла решение Ассамблея приняла решение о создании Межправительственной координационной группы по цунами и системе предупреждения прибрежных опасных явлений для Карибского моря и прилегающих районов (Резолюция XXIII-13) и Межправительственную координационную группу по системе раннего оповещения и ослабления последствий цунами для Северо-восточной Атлантики, Средиземного моря и прилегающих морей" (Резолюция XXIII- 14). Для Карибского района ожидается поддержка со стороны Международного информационного центра по цунами (Гавайи, США), а для северо-восточной Атлантики - поддержка Европейской Комиссии. В отношении Системы предупреждения о цунами в Тихом океане, функционирующий уже много лет под эгидой МОК (с 1965г.), и представляющей наибольший интерес для России, представитель США предложил усилить роль Международного центра информации о цунами (Гавайи, США) в качестве программного бюро ЮНЕСКО-МОК и рассмотреть этот вопрос на 39-й сессии Исполнительного совета МОК.


6. Программная деятельность МОК в области научных исследований (п.4.2)

Ассамблея предложила Консультативной группе ученых-океанографов на основе консультаций с государствами-членами рассмотреть и подготовить рекомендации по будущей деятельности МОК в области наук об океане. При обсуждении этого вопроса были высказаны предложения о включении в эту деятельность МОК научных аспектов аквакультуры, управления и воздействия рыболовства на морскую среду, возобновляемых источников энергии, связанных с океаном, показателями состояния здоровья океанов.


7. Всемирная программа исследований климата (ВПИК) (п.4.2.2)

МОК является одним из спонсоров ВПИК с 1993 года. Основным проектом ВПИК по океанической проблематике является программа КЛИВАР - "Изменчивость и предсказуемость климата", являющейся продолжением Эксперимента по изучению циркуляции Мирового океана (ВОСЕ). Другими проектами ВПИК, связанными с океаном, являются проект "Климат и криосфера" (КЛИК), проект СОЛАС, глобальный проект по углероду. Некоторые страны высказали озабоченность относительно недостаточной активности МОК в программе ВПИК. Ассамблея подтвердила, что МОК и впредь будет выступать спонсором ВПИК и поручила Исполнительному секретарю определить возможности поддержки ВПИК из средств регулярной программы, а также призвала страны-члены увеличить их взносы в Специальный целевой фонд МОК для ВПИК.


8. Другие программы сектора наук МОК.

8.1 Вредоносное цветение водорослей. (п.4.2.3, Резолюция XXIII-2)

Ассамблея рассмотрела доклад седьмой сессии Межправительственной группы МОК по вредоносному цветению водорослей (Париж, 16-18 марта 2005г.). Существенную поддержку этой программе оказывается Университетом Копенгагена Дании и Испанским институтом океанографии в Виго. США, Япония, Германия и Индия заявили о дальнейшей поддержке этой программы. Ассамблея одобрила рекомендации МГВЦВ по развитию Программы МОК-СКОР по глобальной экологии и океанографии вредоносного цветения водорослей (ГЭОВЦВ) и предложенному плану работ по ВЦВ на 2006-2007гг.

8.2 Двуокись углерода в океане (п.4.2.4)

Работа в этой области проводилась многие годы Консультативной группой СКОР-МОК по двуокиси углерода в океане. В 2003г. эта группа в партнерстве с Глобальным проектом по углероду разработала пилотный проект -Международный координационный проект по океаническому углероду, в котором участвовало более 100 ученых из 17 стран.. Ассамблея приняла решение переименовать Группу в Международный координационный проект по океаническому углероду и одобрила его круг ведения.

8.3 Перепись морской жизни (п. 4.2.5 Резолюция XXIII-3))

Проект "Перепись морской жизни" (ПМЖ) осуществляется с 2000 года в рамках консорциума по океанографическим исследованиям и образованию с целью оценки и объяснения разнообразия, распределения и изобилия морской жизни в океане, а также их изменения во времени. Проект рассчитан на период до 2010 года. Ассамблея поддержала предложение об установлении связей МОК с этим проектом, в частности с программами МООД и ГСНО. Исполнительному секретарю поручено подготовить доклад для 39-й сессии Исполнительного совета МОК о потенциальном вкладе элементов этого проекта в программную деятельность МОК, в частности в рамках Международного полярного года.


9. Международный обмен океанографическими данными и информацией (МООД) (п.4.3.2 и Резолюция XXIII-4)

Ассамблея рассмотрела отчет 18-й сессии Комитета МОК по международному обмену океанографическими данными и информацией (МООД-XVIII) (Остенд, Бельгия,26-30 апреля 2005г.) В этом заседании принимали участие российские специалисты (ВНИИГМИ-МЦД).

Основу деятельности МООД составляют национальные центры океанографических данных, которые обрабатывают широкий спектр океанографических данных (физических, химических, биологических, геолого/геофизических) Тридцать процентов данных обрабатывается в режиме реального времени, и многие центры работают с данными, касающимися ГСНО и крупных научных программ. Комитет по МООД продолжает подготовку "Стратегического плана МОК по управлению океанографическими данными и информацией", разработку морского стандарта и прототипа системы "сквозного управления данными", созданию глобальных баз данных и развитию сетей океанических данных и информации (ОДИН) и системы подготовки кадров и обучения ("Океан-Инструктор"). МООД сотрудничает со многими другими проектами и программами, включая ОКОММ, ГСНО, МСИМ, СКАР, КЭП и другие. В апреле 2005г. в г.Остенде , Бельгия, было открыто Бюро МОК по проектам МООД, которое будет местом встречи, учебным центром и узлом связи для развития МООД. Правительство Фландрии (Бельгия) выделило 500 000 евро в год на деятельность этого Бюро. Председатель К-МООД отметила, что бюджет МООД (на основе обычной программы ЮНЕСКО) сокращен до такого уровня, который не позволяет поддерживать развитие программы МООД. США оказали помощь МООД путем прикомандирования своего специалиста на временной основе. На 18-й сессии Комитета было решено упразднить систему ОНЦОД и региональных координаторов МООД.

Ассамблея подчеркнула важное значение МООД в качестве одной из основных программ МОК, играющей решающую роль во всех программах МОК, в деятельности ОКОММ и ГЕОСС. Ассамблея вновь отметила, что глобальные программы исследований, мониторинга и наблюдений, касающихся таких вопросов, как изменение климата, динамика экосистем и биоразнообразие, требуют многодисциплинарного управления данными в соответствии с согласованными на международном уровне стандартами их обработки, контроля качества и хранения. Ассамблея одобрила рабочее резюме и рекомендации 18-й сессии МООД. Ассамблея постановила пересмотреть цели Программы МООД в соответствии с Приложением к Резолюции XXIII-4 и призвала страны оказывать помощь в осуществлении плана работы МООД путем предоставления внебюджетных средств и/или прикомандирования экспертов к Секретариату МОК и/или Бюро по проектам МОК по МООД.


10. Глобальная система наблюдений за океаном (ГСНО) (пп.4.4.1 и 4.4.2)

Ассамблея рассмотрела предложения об изменении организационной структуры ГСНО, с учетом решений 21-й и 22-й сессий Ассамблеи МОК и предложений 37-й сессии Исполнительного совета МОК. Ассамблея подтвердила, что Межправительственный комитет по Глобальной системе наблюдений за океаном (М-ГСНО) несет общую ответственность за развитие, планирование и координацию ГСНО, а Руководящий научный комитет ГСНО (РНКГ) несет ответственность за предоставление М-ГСНО научных и технических консультаций. Ассамблея постановила внести поправки в круг ведения М-ГСНО и РНКГ) в соответствии с текстом в Приложении к Резолюции XXIII-5. Деятельность Бюро по проектам ГСНО, как отметила Ассамблея, находится в ведении Исполнительного секретаря МОК.

Ассамблея рассмотрела также доклад 7-й сессии Межправительственного комитета по Глобальной системе наблюдений за океаном ( Париж, 4-7 апреля 2005г.) (п.4.4.2) и утвердила рекомендации этой сессии. К настоящему времени создано 13 региональных альянсов ГСНО, которые обеспечивают механизм для создания потенциала в регионах. В ходе обсуждения этого доклада было предложено, чтобы ГСНО была признана в качестве основного морского компонента ГЕОСС и отмечена необходимость тесного сотрудничества М-ГСНО с МОК/АБЕ-ЛОС по вопросам, касающимся морского права.

Ассамблея рассмотрела состояние развития климатического модуля ГСНО, который одновременно является океаническим компонентом Глобальной системы наблюдений за климатом (ГСНК) (п.4.4.4). Хотя этот компонент предназначен для мониторинга и прогнозирования изменений и изменчивости климата, он будет использоваться и для достижения многих других целей, включая совершенствование прогнозирования состояния морской среды и погоды, а также оповещение об опасных морских явлениях. В октябре 2004г. десятой сессии Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИКООН) был представлен План осуществления Глобальной системы наблюдений за климатом в поддержку РКИКООН (ПО ГСНК), доклад о развитии ГСНК был также представлен на 22-м заседании Вспомогательного органа РКИКООН в мае 2005г. Ассамблея поручила Исполнительному секретарю внедрить систему регулярного представления государствами-членами докладов об их вкладе в реализацию климатического модуля ГСНО и призвала страны включать по возможности элементы ПО ГСНК в национальные планы наблюдений за океаном.


11. Совместная техническая комиссия ВМО-МОК по океанографии и морской метеорологии (СКОММ) (п.4.4.3)

Ассамблее рассмотрела доклад сопредседателя Комиссии о ее деятельности, которая направлена на создание полностью интегрированной системы морских наблюдений, управления данными и оказания услуг. СКОММ осуществляет свою деятельность в тесной координации с ГСНО и ГСНК, в частности по развитию глобальной системы океанических наблюдений за климатом, а в области управления данными с МООД. Ассамблея призвала СКОММ расширить взаимодействие с региональными альянсами ГСНО, деятельностью МООД и в поддержку глобальной системы предупреждения о цунами и смягчения их последствий. СКОММ на своей второй сессии (Галифакс, Канада, 19-27 сентября 2005г.) проведет всеобъемлющий обзор своей деятельности за последние четыре года, а также предложений МОК и ВМО. Ассамблея призвала государства-члены принять участие во второй сессии СКОММ и подготовке плана работы СКОММ на следующий 4-х летний межсессионный период.


12. Региональная деятельность МОК (п.4.5)

Ассамблея рассмотрела концептуальный документ, представленный заместителем председателя МОК, "Предлагаемые методы повышения эффективности региональных вспомогательных органов МОК в предстоящее десятилетие". Документ содержит сведения о развитии региональной деятельности МОК, анализ проблем региональных органов МОК и предложения по стратегии МОК в целях повышения эффективности региональных подразделений МОК с учетом общей тенденции по децентрализации деятельности ООН и ЮНЕСКО. Были высказаны различные соображения по этому документу. Вместе с тем была отмечена необходимость более четкой координации региональной деятельности со стороны Секретариата МОК. Основной проблемой региональных органов МОК, как и других программ МОК, является недостаточность финансирования их деятельности. Ассамблея призвала региональные органы МОК расширить и укрепить связи с региональными политическими, финансовыми и научными организациями и определить потребности в развитии потенциала стран региона. Ассамблея приняла решение организовывать совещания представителей региональных органов в связи с каждой сессией Ассамблеи МОК. Исполнительному секретарю поручено учитывать финансовые потребности региональных органов при составлении программы и бюджета, а также создать Межсессионную рабочую группу в составе председателей региональных органов и заинтересованных стран для оценки эффективности региональной деятельности и подготовки доклада для 39-й сессии Исполнительного совета МОК (2006г.) Работа будет вестись в основном путем переписки по электронной почте (Резолюция XXIII-6)

Ассамблея также рассмотрела итоги 6-й сессии Региональной подкомиссии МОК для западной части Тихого океана (ВЕТПАК) (п.4.5.2) (Нячанг, Вьетнам, 23-27 мая 2005г.). Большинство выступавших отметили необходимость усиления финансовой поддержки деятельности ВЕСТПАК и Ассамблея призвала государства-члены и учреждения доноры оказать финансовую и другую поддержку мероприятиям, указанным в Стратегии и Плане осуществления деятельности ВЕСТПАК по созданию потенциала. Китай заявил о выделении 20 000 долларов на деятельность ВЕСТПАК. Япония заявила о продолжении поддержки деятельности ВЕСТПАК в области управления данными. Таиланд заявил о дальнейшей поддержке Секретариату ВЕСТПАК. Ассамблея одобрила доклад и рекомендации 6-й сессии ВЕСТПАК и призвала Подкомиссию приступить к пересмотру своей программы в качестве первоочередной задачи Подкомиссии с целью более четкого определения приоритетных проектов. По этому вопросу была принята Резолюция XXIII-7.


13. Деятельность МОК в области создания потенциала (обучение, подготовка специалистов и техническая помощь) (п.4.7)

По этому направлению деятельности Ассамблея рассмотрела принципы и стратегию МОК в области создания потенциала (п.4.7.1), план осуществления стратегии МОК в области создания потенциала (п.4.7.2) и план МОК по созданию потенциала в области дистанционного зондирования в океанографии (п.4.7.3).

Ассамблея одобрила Принципы и стратегию МОК в области создания потенциала (Резолюция XXIII-10), которые изложены в документе IOC/INF-1211 prov. Концепция МОК в области создания потенциала предусматривает формирование сетей взаимодействия между научными работниками, руководителями и другими лицами, занимающимися практической деятельностью в рамках региональных и аналогичных совместных механизмов, с целью ориентации научной деятельности на конкретные потребности, содействие устойчивому развитию и охране морской среды и оказания оперативных океанографических услуг на благо всего человечества. Региональные проекты рассматриваются главным инструментом осуществления мероприятий по созданию потенциала. Наибольший приоритет дается использованию компонентов ГСНО для решения региональных задач. В пилотных проектах приоритет дается образовательной и научной деятельности и проектам, ориентированным на конкретные страны. Необходимым элементом таких проектов должно быть формирование механизмов финансирования. Исполнительному секретарю поручено провести региональные оценки существующего потенциала для морских научных исследований и оперативной океанографии (МОКАРИБ, ИОСЕА, ИОСИНКВИО, ИОСИНДИО, ВЕСТПАК и регион Черного моря).

Ассамблея одобрила также План осуществления деятельности МОК по созданию потенциала, содержащийся в документе IOC/INF-1212. (Резолюция XXIII-11). Ассамблея подчеркнула, что высокий приоритет в области создания потенциала должен придаваться различным аспектам программы ГСНО, включая создание и использование оперативной продукции, средств дистанционного зондирования и измерений уровня моря для решения региональных задач, а также подготовке кадров по комплексному управлению прибрежными зонами, обучению в области смягчения последствий цунами и других морских опасных явлений, обмену данными и информацией. В связи с ограниченностью финансовых средств отмечена необходимость координации деятельности МОК по созданию потенциала с мероприятиями ЮНЕСКО в этой области. Исполнительному секретарю поручено реализовать принятую программу работы путем проведения семинаров по методам управления с участием руководителей учреждений, по развитию региональных сетей взаимодействия ученых, региональных семинаров для определения приоритетных региональных задач, а также путем участия в мероприятиях ЮНЕСКО по созданию потенциала. Ассамблея поручила Исполнительному секретарю создать Консультативную группу по созданию потенциала для разработки рекомендаций о критериях определения приоритетов и методологиях оценки.

По вопросу деятельности МОК по созданию потенциала в области дистанционного зондирования Ассамблея основное внимание уделила усилению сотрудничества МОК с Конференцией по дистанционному зондированию Мирового океана (ПОРСЕК). ПОРСЕК, созданная недавно, первоочередное внимание уделяет странам Тихоокеанского региона. Однако это объединение расширяет свою деятельность, что отражено в ее новом названии "Ассоциация конференции по дистанционному зондированию Мирового океана". Ассамблея рекомендовала ПОРСЕК провести семинары в регионах Африки, Карибского бассейна и Восточной Европы, с публикацией учебных материалов на местных языках. Ассамблея также рекомендовала продолжить разработку учебных модулей, используя, в частности программу БИЛКО.


14. Деятельность МОК, связанная с Конвенцией ООН по морскому праву. ( п. 4.6)

МОК играет роль компетентной международной организации в свете требований, вытекающих из Конвенции ООН по морскому праву (ЮНКЛОС), в частности из Части XIII (Морские научные исследования) и статей 271 и 272 Части XIV (Разработка и передача морской технологии). Для консультаций руководящих органов МОК и Исполнительного секретаря МОК по вопросам ЮНКЛОС была создана Консультативная группа экспертов МОК по морскому праву (МОК/АБЕ-ЛОС).

Ассамблея рассмотрела итоги 5-го заседания Консультативной группы экспертов МОК по морскому праву (Буэнос-Айрес, Аргентина, 11-15 апреля 2005г.), в которой участвовали эксперты 39 стран. Российские эксперты не участвовали в этом заседании. На 5-й сессии МОК/АБЕ-ЛОС были рассмотрены (1) практика применения государствами-членами частей XIII и XIV ЮНКЛОС, (2) процедура применения МОК статьи 247 ЮНКЛОС и (3) правовая основа в контексте ЮНКЛОС, применяемая для сбора океанографических данных.

Одним из итого работы Группы АБЕ-ЛОС явилась подготовка Критериев и руководящих принципов передачи морской технологии, которые были одобрены на 22-й сессии Ассамблеи и опубликованы МОК. Ассамблея отметила, что эти критерии и руководящие принципы еще не применяются на практике в полной мере и призвала государства-члены полностью применять их на практике (Резолюция XXIII-9).

Ассамблея призвала АБЕ-ЛОС продолжить разработку правовых рамок для сбора океанографических данных в контексте ЮНКЛОС и в тесном сотрудничестве с М-ГСНО и ДОАЛОС-ООН и подготовить практические рекомендации в отношении размещения буев и поверхностных дрейфующих платформ в исключительных экономических зонах (ИЭЗ), а также использования попутных судов для установки ОБТ в ИЭЗ для рассмотрения на 39-й сессии Исполнительного совета МОК.. Ассамблея приняла доклад и одобрила рекомендации АБЕ-ЛОС V, включая "Процедуру применения статьи 247 Конвенции ООН по морскому праву Межправительственной океанографической комиссией", которые приведены в приложении к Резолюции XXIII-8 " Пятое совещание Консультативной группы экспертов МОК по морскому праву (МОК/АБЕ-ЛОС V)". Ассамблея призвала Подгруппу МОК/АБЕ-ЛОС по правовым рамкам для сбора океанографических данных в контексте ЮНКЛОС продолжить работу над этим вопросом в тесном сотрудничестве с М-ГСНО. Очередная сессия группы состоится в Малаге, Испания в апреле 2006г..


15. Сеть ООН по океанам и прибрежным районам ("ООН - океаны ") (п.4.6.4)

В связи с прекращением деятельности Подкомитета ООН по океанам и прибрежным районам (АКК-ПОПР) в сентябре 2003 г. на его основе был создан новый механизм ООН по координации работ связанных с Мировым океаном с участием заинтересованных органов системы ООН, включая Международный орган по морскому дну и секретариаты соответствующих международных конвенций, получивший название "Сеть ООН по океанам и прибрежным районам" ("ОООН - океаны"). На первом заседании "ООН - океаны" в январе 2005 г. были созданы четыре целевые группы по вопросам: (1) меры реагирования после цунами, (2) организация регулярного процесса глобальной оценки морской среды, (3) биоразнообразие в морских районах за пределами национальных юрисдикций и (4) проведение второго межправительственного обзора Глобальной программы действий по защите морской среды от загрязнения в результате осуществляемой на суше деятельности. Участники совещания одобрили предложение о выполнении Исполнительным секретарем МОК функций координатора сети "ООН - океаны" и призвали Секретариат МОК выступить в качестве Исполнительного секретариата сети "ООН - океаны". Второе заседание "ООН - океаны" проходило в июне 2005г. в связи с неофициальными консультациями ООН по вопросам Мирового океана и морского права. Ассамблея поддержала деятельность Исполнительного секретаря в координации деятельности ООН по проблемам океанов и прибрежных зон.


16. Организация регулярного процесса оценки состояния морской среды (ГОМС). ( п. 4.6.4)

По предложению ЮНЕП, поддержанного на Всемирной встрече по устойчивому развитию (Йоханнесбург. 2002), Генеральная Ассамблея ООН в Резолюции по Мировому океану и морскому праву (Резолюция 57/141 от 12.12.2002 г.) решила учредить "регулярный процесс под эгидой ООН в глобального представления информации и оценки состояния морской среды, включая социально-экономические аспекты, как текущего, так и прогнозируемого, на базе осуществляемых региональных оценок".

Этот вопрос обсуждался на 58-й и 59-й сессиях Генеральной Ассамблеи ООН. Начальный этап организации ГОМС обсуждался на втором международном семинаре по регулярному процессу глобального освещения и оценки состояния морской среды (Нью-Йорк, 13-15 июня 2005 г.) Участники семинара рекомендовали Генеральной Ассамблее ООН на ее 60-й сессии предложить МОК и ЮНЕП совместно выполнять роль руководящих учреждений в этом процессе.

Ассамблея вновь подтвердила (см. Резолюцию 1 22-й сессии Ассамблеи МОК) свое согласие с тем, что МОК следует играть руководящую роль в этом процессе и поручила Исполнительному секретарю подготовить записку с обоснование руководящей роли МОК и ЮНЕП в этом процессе для обеспечения поддержки в принятии Генеральной Ассамблеей ООН на ее 60-й сессии резолюции по Мировому океану и морскому праву.


17. Следующие сессии Исполнительного совета и Ассамблеи МОК (пп. 5.4)

Ассамблея приняла решение о проведении 39-й сессии Исполнительного совета МОК в Париже с 21 по 27 (или 28) июня 2006 г. и 24-ю сессию Ассамблеи МОК с 19 по 28 июня 2007 г. с предварительной сессией Исполсовета МОК в качестве руководящего комитета Ассамблеи -18 июня 2007 г.